Ольга Будина: Инна Чурикова умела аккумулировать в себе счастье
Сопутствующее счастье
Давно, еще когда я была студенткой, я прочитала одно интервью с Инной Михайловной, где она говорила, что у нее с детства бывали приступы счастья. Она рассказывала, что ей всегда казалось, что жизнь будет настолько прекрасной, настолько удивительной, что все будет очень-очень хорошо. Иногда она могла идти по улице и даже присесть на скамеечку, потому что ее распирало это счастье. И поэтому она назвала такие состояния приступами счастья. И также она рассказала, что эти приступы сопровождали ее долгие годы. Я думаю, что успех этой талантливейшей женщины, актрисы любимой миллионами, может быть, заключается как раз в том, что она умела аккумулировать в себе счастье. Говорится: "Стучите — и вам откроется". Вот она стучалась в дверь счастья, и оно отворило ей свои двери. Она замужем за великим режиссером Глебом Панфиловым, у нее чудесный сын Иван Панфилов, она выдающаяся актриса своего времени.
С ней я встретилась в работе, можно сказать, в самом начале своей актерской биографии. Впервые мы с ней увиделись на съемочной площадке фильма Глеба Анатольевича Панфилова "Романовы. Венценосная семья". Это фильм о двух последних годах жизни царской семьи. Инна Михайловна там не снималась. Но будучи женой Глеба Анатольевича и соавтором сценария, она приезжала на съемочную площадку. Это был самый конец декабря 1999-го года.
Снималась наша самая сложная сцена — сцена расстрела. Она снималась на протяжении десяти дней. Для нас, для актеров, это были, наверное, самые сложные съемки, потому что снималось все очень подробно. И мы были все в глубоком стрессе от боли, жалости к царской семье. Мы это очень глубоко пережили. Инна Михайловна приезжала не одна, с ней был и Иван Панфилов. Они приезжали поддержать Глеба Анатольевича, потому что действительно эта сцена далась всем непросто.
Главное актерское качество
Несмотря на то, что наше тогда общение с Инной Михайловной было очень коротким, дальше я с ней встретилась в фильме Владимира Бортко "Идиот". Тогда Инна Михайловна играла мою маму, я играла Аглаю Епанчину. И мы впервые как члены одной семьи встретились на съемках. Над "Идиотом" мы работали самозабвенно. Снимались мы, не считаясь со съемочными часами, всегда входили в положение, когда нужно было продлить рабочий день. Владимир Владимирович Бортко говорил, что главный герой нашего фильма — это текст Федора Михайловича. Мы должны были не просто блестяще знать текст, но и прежде всего присвоить его себе, вжиться, будто мы всегда разговариваем сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Ведь иногда у Достоевского одно предложение могло занимать целую страницу.
Второй раз мы с ней встретились в работе на съемочной площадке практически сразу после съемок "Идиота", который проходил в Питере, но уже в Москве на съемках сериала "Московская Сага", где опять-таки мы продолжили играть роли мамы и дочки.
Я могу сказать про Инну Михайловну, что это человек высочайшего профессионализма. И даже, может быть, это не стоит лишний раз говорить, потому что это и так всем очевидно, даже людям не близким к сфере искусства. Когда она на сцене или в кадре, она невероятно заразительна. Есть такая характеристика талантливого актера — "Помимо всех прочих качеств он должен обладать даром быть заразительным". Вот Инна Михайловна была всегда очень заразительна. И всегда много работала, всегда отстаивала свою правду в понимании своей героини. И, конечно, наблюдать работу этой выдающейся актрисы было очень интересно и даже поучительно в каком-то смысле.