"Человек-театр" и "воплощение русской души". Какой запомнили Инну Чурикову

МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Народной артистки СССР Инны Чуриковой не стало в субботу. Она сыграла десятки ролей, среди них в кино - Марфушка в "Морозко", Жози в "Неуловимых мстителях", начинающая актриса в "Начале", баронесса в "Том самом Мюнхгаузене", а в театре - женщина-комиссар в спектакле "Оптимистическая трагедия", королева Елизавета в "Аудиенции".

"Человек-театр" и "воплощение русской души". Какой запомнили Инну Чурикову
© ТАСС

Ее называют одной из самых самобытных и неповторимых артисток. Чурикова умела быть очень разной, при этом оставаясь собой.

Выбор актерской профессии

Выбор актерской профессии Инна Чурикова называла своей судьбой. Вспоминала, что ее мама всегда верила в то, что дочь будет блистать на сцене: "Когда была маленькой, я представляла себя волшебницей, летающей по разным странам и превращающей мышей в людей и наоборот. А мама всегда говорила, что я буду актрисой. Я не стала ее огорчать и пошла учиться в театральное".

В Школу-студию МХАТ ее не приняли. "Экзаменатор глянул на меня и спросил: "А знаете ли вы, кто есть Афродита?" Я замотала головой. "Это богиня красоты, - пояснил суровый педагог. - Идите и посмотрите на себя в зеркало!" Я побежала в туалет, посмотрела на себя и расплакалась. Но, видно, это была судьба - идти в Щепкинское училище", - рассказывала актриса в одном из интервью.

В фильме "Морозко", благодаря которому ее заметили зрители, она снялась, будучи студенткой. "В съемочную группу я попала случайно, - вспоминала Чурикова. - На тот момент я училась в Театральном училище им. Щепкина. У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу [режиссер фильма Александр Роу] изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она-то меня ему и посоветовала".

Как рассказывала актриса, она так хотела получить эту роль, что готова была пожертвовать собственными зубами. "На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. <…> Потом было много забавных эпизодов. Но когда я пришла на озвучивание фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино", - делилась она в одном из разговоров с ТАСС. К счастью, Чурикова продолжила сниматься в кино и сыграла в более чем 60 фильмах и сериалах.

Работа в театре

Но несмотря на востребованность на экране, главным для нее оставался театр. Сначала - ТЮЗ, потом - работа по договорам в разных театрах, а с 1975 года Чурикова стала актрисой "Ленкома". На главную женскую роль в спектакль "Тиль" в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1990 года - "Ленком") ее пригласил Марк Захаров.

Как вспоминают коллеги, Чурикову очень любили зрители. Всегда переживали и радовались вместе с ее героинями. Народную артистку можно было увидеть, например, в спектаклях "Иванов" и "Чайка" по пьесам Антона Чехова, "Оптимистическая трагедия" по произведению Всеволода Вишневского, "Женитьба" по пьесе Николая Гоголя, "Варвар и еретик" по роману Федора Достоевского "Игрок", "Ложь во спасение" по мотивам произведения Алехандро Касоны "Деревья умирают стоя".

Из-за состояния здоровья она не смогла прийти в прошлом году на празднование 95-летия "Ленкома", где проработала почти полвека, но поздравила коллег с праздником в видеообращении. "Скучаю по всем артистам - ярким, талантливым, родным. Люблю всех-всех, кто трудится в этом театре", - сказала актриса.

Ее называют "человеком-театром", "человеком-легендой", "воплощением русской души". Обаяние, женственность, интеллигентность и харизма отличали и саму актрису, и ее героинь. "Она была во всем прекрасна: и в работе, и в обычных человеческих отношениях", - сказал ТАСС глава Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин.

При этом Чурикова называла себя "обыкновенной актрисой". "Конечно, нелегко в трудную минуту сохранить в душе добро, свет, слушать и слышать людей, улыбаться, не зацикливаться на себе, не жалеть денег, не ставить их во главу угла. Не спорю: деньги сейчас очень важны. Но если они становятся смыслом жизни, сама жизнь теряет смысл", - говорила она в своих интервью.

Роли Чуриковой

В конце 70-х в судьбе Чуриковой появился режиссер Глеб Панфилов, в картине которого "В огне брода нет" (1968 год) она создала образ художницы-самородка Тани Теткиной. Затем Чурикова с успехом снялась практически во всех фильмах Панфилова, став одновременно его женой и музой. В числе достижений этого творческого союза - "Начало" и "Прошу слова", "Тема" и "Валентина", "Васса", "Мать", "Без вины виноватые".

Чурикова работала и с другими режиссерами. Она снималась у Петра Тодоровского, Михаила Швейцера, Андрея Кончаловского, Владимира Меньшова, Никиты Михалкова, Марка Захарова, с последним ее больше связывала сцена. Роли Чуриковой будут жить до тех пор, пока существует русский язык, считает генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", режиссер Карен Шахназаров, который работал с ней вместе над фильмом "Курьер". "Это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. Гениальная актриса, и, конечно, незаменимая", - добавил режиссер.

Последней ролью в кино для актрисы стала мать главной героини в короткометражке Камилы Рамазановой "Будем вместе". За многие театральные и киноработы Чурикова отмечена государственными и общественными наградами, премиями и призами. Является полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством". "Я знал ее более 40 лет и хочу сказать, что самая главная ее награда как великой актрисы - это любовь зрителя", - сказал директор "Ленкома" Марк Варшавер.

Актриса умерла 14 января на 80-м году жизни. Прощание с Инной Чуриковой пройдет 17 января на сцене "Ленкома". Ее похоронят в этот же день на Новодевичьем кладбище.