Умер Вахтанг Кикабидзе. Как грузинский артист завоевал любовь россиян своими песнями и ролями в кино?
В Грузии на 85-м году жизни умер актер, певец, режиссер и политик Вахтанг Кикабидзе — без преувеличения, один из самых известных грузинских артистов на территории постсоветских стран. Его роли известны каждому уроженцу СССР, а музыкальное наследие повлияло на десятки других звезд, в том числе Валерия Меладзе. Каким был творческий путь Кикабидзе, как он побывал на застольях со всеми родственниками Георгия Данелии и какой должна была быть настоящая концовка его главного фильма «Мимино», рассказывает «Лента.ру».
Потомок дворян и князей по материнской линии, Вахтанг Кикабидзе рос без отца — тот погиб зимой 1942 года во время крупной десантной операции СССР на Керченском полуострове. Ребенком он оказался невосприимчив к советской идеологии — еще в школе его исключили из пионеров после того, как он начистил грязные после футбола туфли пионерским галстуком. «У меня одна пара обуви была — мама могла очень расстроиться. Кто-то меня заложил тогда. На следующий день у меня сюрприз такой: выстроили всю линейку, и меня исключили», — вспоминал Вахтанг в интервью «Ленте.ру».
После школы он поступил в Тбилисский государственный институт иностранных языков, однако по окончании курсов решил связать свою жизнь с музыкой и устроился в Тбилисскую филармонию. И музыкальная карьера, и карьера актера для Вахтанга, на сцене в те времена известного как Буба Кикабидзе, начались единовременно и взлетели менее чем за десятилетие. В 1966 году он пришел в ансамбль «Орэра» — первый в Советском Союзе ВИА, сочетающий стилистику современной поп-музыки с народными грузинскими мотивами, — где не только пел, но и играл на барабанах; в том же 1966-м он сыграл одну из главных ролей в комедии Николая Санишвили «Встреча в горах».
Первой большой ролью в кино для Вахтанга стала работа в фильме Георгия Данелии «Не горюй!» по роману французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен». Данелия к концу 1960-х уже был известным по всей стране режиссером с серьезной профессиональной репутацией — за его спиной были картины «Тридцать три» и «Я шагаю по Москве». Кинематографист уже подобрал всех актеров для новой ленты и искал исполнителя главной роли — и вместо кинопроб попросту принялся таскать Бубу по застольям родственников. «Пять дней все время брал меня к родственникам. Я понял, что это у него пробы такие. Он наблюдал», — вспоминал артист.
О том, что его взяли на роль, Кикабидзе узнал в Турции, где находился в рамках гастролей «Орэры». «Не горюй!» вышел в 1969-м, а через несколько лет последовали еще две громкие роли — в картине Данелии «Совсем пропащий», экранизации романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», и в фильме Георгия Шенгелаи «Мелодии Верийского квартала».
В 1977-м вышел переломный фильм, благодаря которому Буба стал известен чуть ли не каждому советскому человеку — «Мимино»
Данелия и автор идеи драматург Резо Габриадзе расписывали характер заглавного героя, вертолетчика из глухой горной деревни, уже заручившись согласием Кикабидзе на съемки, — фильм, по сути, создавался вокруг типажа Бубы. Сам же актер считал, что судьба главного героя картины повторяла и его собственную жизнь: «В этом нет ничего удивительного, поскольку роль под меня и писали, я во всем этом участвовал. Хотя когда я первый раз прочитал сценарий, то подумал "Что он снимает? Вот что?"».
При этом, как актер признавался «Ленте.ру», «Мимино» изначально не планировался жанровой комедией, но при монтаже все трагические элементы из фильма вырезали. «Там был такой герой в этом фильме, Петр, живущий в той же горной деревне, и он ковал подковы для лошадей. Из-за того что финал вырезали, этот герой вообще выпал. Помните, когда Валико бутылку хочет открыть, а стюардесса Катя говорит, что, мол, есть открывалка, Валико взрывается, Катя начинает плакать, и он, извиняясь, спрашивает: “Хочешь, говорит, я выйду из самолета, лишь бы ты не плакала?”. Она говорит: “Нет, не хочу”. Он говорит: “А я хочу”. А дальше уже вырезано, потому что он выходил», — рассказывал Вахтанг.
Концовкой в «Мимино», по словам Кикабидзе, должен был стать его диалог с вырезанным персонажем — герой Бубы съезжает к Петру на заднице по горе, протерев штаны. Когда односельчанин обращает внимание на порвавшиеся брюки товарища, тот говорит: «Дурак, говорит, ты, Петр. Слева красота, горы, справа тоже красота, а ты на мою жопу смотришь. Оглянись вокруг, посмотри, что за жизнь».
Так или иначе, комедия о безмерно влюбленном в родные края вертолетчике стала хитом в СССР — за 1978 год «Мимино» посмотрели 24,4 миллиона советских зрителей. Данелия и Кикабидзе, а также появившийся в эпизоде актер Фрунзик Мкртчян получили за фильм Госпремию СССР, лента также удостоилось приза на Международном кинофестивале в Авеллино. Позже Кикабидзе отметился и в наполненном советскими звездами многосерийном детективе «ТАСС уполномочен заявить...», где сыграл американского агента ЦРУ Джона Глэбба.
На волне успеха «Мимино» Вахтанг дебютировал и как кинорежиссер — в 1981-м вышел его совместный с Тамазом Гомелаури фильм «Будь здоров, дорогой», состоящий из четырех новелл, объединенных общей темой доброты и внимания к окружающим. Кажется, именно добрососедство и вообще любовь к людям были главными волнующими Кикабидзе чувствами — по крайней мере, его следующий киноальманах «Мужчины и все остальные» тоже затрагивал именно их. «Люблю маленькое кино, короткометражки, это трудный жанр такой, там шаг туда, шаг сюда — и все разваливается», — признавался Вахтанг.
Популярность Бубы в кино шла нога в ногу с эстрадным успехом — к 1980-му Кикабидзе стал признанным исполнителем во всем Советском Союзе. Среди его наиболее известных песен — «Проводы любви», «Чито-Грито» и «Вот и весь разговор». Особенно слушателям понравился его альбом «Мелодия любви», вышедший в 1985 году, — пластинка также приобрела популярность и за рубежом. После распада СССР Вахтанг долгое время оставался востребованным исполнителем на странах постсоветского пространства — он регулярно выступал в Белоруссии, Украине, Азербайджане и — до 2008-го — в России.
После российско-грузинского вооруженного конфликта Кикабидзе отказался от поездок в Россию, где его, конечно, многие встретили бы с распростертыми объятиями
Вахтанг и сам признавался, что безмерно скучает по российским поклонникам. Объясняя свое решение, артист признавался, что не мог бы врать своим слушателям: «В августе 2008-го у меня должен был быть юбилейный концерт в Кремлевском дворце. Да как я бы поехал? Когда человек поет, он должен доставлять удовольствие зрителю, а для этого тебе самому должно быть приятно, понимаете? (...) Я не могу им врать, если я поеду, я не в своей тарелке себя там почувствую, потому что война, она здесь, рядом. Кто-то это понимает, кто-то не понимает».
Вахтанг Кикабидзе стал человеком целой эпохи — в СССР он был, без преувеличений, одним из самых известных грузин на эстраде и киноэкране; после распада Союза эту международную любовь он не просто сохранил, но умножил в разы. Безмерно любили его и на родине (в 1990-е его в шутку даже предлагали сделать монархом страны), где в последние годы жизни актер занялся политикой, избравшись депутатом в грузинский парламент. В своих многочисленных интервью Буба всегда призывал к защите слабых и добрососедству, демонстрировал невероятную погруженность в дела международной политики и судьбы целых народов и стран — и на долгие годы останется в памяти поклонников самым теплым и взвешенным голосом разума, который всегда взывал к порядочности, взаимопониманию и миру.