План по «отмене культуры» России провалился на Западе
В марте обличились намерения Запада – они затеяли борьбу с национальной идентичностью русских. Студенты, сотрудники фирм из РФ стали сталкиваться с неприкрытой русофобией. Российским ученым отказывают в публикации в научных изданиях. Русские артисты, которым рукоплескали все залы мира, оказались «отменены». Выступления дирижера Валерия Гергиева, пианиста Дениса Мацуева, оперной певицы Анны Нетребко могли состояться лишь при условии, если они выскажутся по поводу событий на Украине, осудят действия России. Российских спортсменов уже полностью лишили права участвовать в международных соревнованиях, запретили выступать на мировых и европейских турнирах. Дошли даже до котов. Всемирная федерация фелинологов запретила российским кошкам участие в выставках, а также дисквалифицировала российские кошачьи родословные. Заместитель Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов во время круглого стола ЭИСИ заявил, что для России это не первая волна «отмены». В истории страны такое явление наблюдалось в и революцию 1917 года, и в периоды Крымской и Ливонской войн. «С учетом всех фундаментальных основ европейской культуры, в рамках которой «чужого» нужно уничтожить, а если не получается, то его нужно отменить, Россию не удалось уничтожить. Поэтому ее нужно отменить, дискредитировать, забыть. Но в любой подобной ситуации это шло только на пользу России и создавало стимулы для мощного рывка», – говорит Шаповалов. Казалось бы, в непростой ситуации, которая сегодня сложилась не только в нашей стране, но и во всем мире, крупные фестивали могли отойти на второй план. Однако вот лишь несколько цифр, которые доказывают, что это не так. Проекты, поддержанные Президентским фондом культурных инициатив, с успехом принимают зарубежных гостей: участниками фестиваля «Послание к человеку» стали представители из более чем 50 стран мира, на первый фестиваль «Анимур» заявились 73 страны мира, в международном фестивале «Дорога на Ялту» приняли участие представители 15 зарубежных государств. На студенческий фестиваль ВГИК прислали более 200 фильмов из 40 стран мира. Заявок в Фонд на проведение грантовых конкурсов оказалось в три раза больше, чем планировали изначально. Большую часть денег направили на интеграцию жителей новых российских регионов в общее историко-культурное пространство и развитие их творчества. А что говорить об участии иностранцев в русских проектах? Несмотря на то, что Запад насаждает идеологию, что «все русское – агрессивно», граждане зарубежных государств стремятся в Россию. Это показал проект «Из России с любовью». В нем авторы собрали истории иностранцев, которые однажды приехали в нашу страну, прониклись русской культурой, природой, людьми и остались в России навсегда. За рубежом ссылки на этот проект разлетелись по всему миру. Теперь команда работает над вторым сезоном проекта. Вот конкретный пример: над балетом Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который жителям Крыма показали в августе, работала интернациональная команда: испанский хореограф Начо Дуато, художник из Ирака Джаффар Чалаби, художница по костюмам из Сербии Ангелина Атлагич. На сцене блистали солисты Михайловского театра: Анастасия Соболева, Виктор Лебедев, Валерия Запасникова, Эрнест Латыпов. Многие жители Европы выступают против отмены русской культуры. В апреле в Риме прошла демонстрация против дискриминации русской культуры. А немецкие деятели культуры открыто выразили возмущение исключением из рядов Международного конкурса имени Чайковского. «Русская культура и раньше в рекламе не нуждалась, ну а теперь интерес к ней будет только расти. Спасибо попыткам ее запретить», – заявил российский актер Сергей Безруков. Он подчеркнул, что запреты западных властей привели к совершенно обратному эффекту. Во французских, немецких, британских магазинах раскупили почти все книги Достоевского, Толстого, Гоголя и Пушкина. Об этом на XVII Санкт-Петербургском международном книжном салоне говорил президент Российского книжного союза Сергей Степашин. Он назвал русскую литературу «мягкой силой», которая способна разрушить насаждаемые представления о русском мире. «Сегодня преимущественно в Европе неожиданно стали запрещать Антона Чехова, Льва Толстого, Федора Достоевского. Там, в Европе, происходит настоящая бесовщина. <…> После событий 2014 года мы разве могли подумать, что нам придется столкнуться еще и с проблемой чтения и серьезно задуматься: а какие книги сегодня интересны людям? Недооценивать этот момент – серьезная и большая ошибка», – считает Степашин. За год в разных уголках страны появились музеи монументального искусства под открытым небом. Случилось это благодаря проекту «Культурный код» в рамках платформы «Россия – страна возможностей». Преобразились дома в спальных районах Казани, Челябинска, Нижнего Новгорода, Солнечнодольска. Год назад, когда принималось решение о проведении Года культурного наследия народов России, было сложно представить, с какими вызовами столкнется страна. Красной нитью всех мероприятий прошла главная мысль: «Нам есть что сохранять и передавать будущим поколениям». Впервые громко заявил о себе Детский культурный форум и Фестиваль детских национальных коллективов. Фестиваль «Вместе мы – Россия!» по телемосту соединил самую восточную с самой западной точкой страны: Петропавловск-Камчатский и Калининградскую область. Во время гастрольного марафона «Мы – Россия» состоялось 284 концерта более чем в 250 городах. Всего в план основных мероприятий вошли 36 масштабных культурных акций, а на сайте афиши Года культуры было указано свыше 78 тысяч тематических мероприятий, в числе которых фольклорные экспедиции в разных регионах страны, выставки и конкурсы. Как резюмировал политолог Павел Данилин, в целом «отмена России» просто не может быть реализована – в силу масштаба и значимости самой России: слишком много окажется невосполнимых пробелов в мировой культуре. Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com, ФедералПресс / Анастасия Алимпиева, ФедералПресс / Евгений Поторочин, Федерал Пресс / Вытольский Виктор