«Место встречи изменить нельзя»: что осталось за кадром?
И снова «местом встречи» станет телеэкран, где наверняка по многим каналам покажут бессмертную ленту про Жеглова и банду «Черная кошка».
Автору этих строк довелось в свое время побеседовать с главными создателями картины - сценаристом, режиссером-постановщиком, главным художником и главным оператором - и узнать немало интересных подробностей...
«УЛЬТИМАТУМ» ВЫСОЦКОГО
Фактически вся эта эпопея со съемками ставшего столь популярным детективного сериала началась благодаря Владимиру Высоцкому.
«Мы жили тогда с Володей по соседству. Однажды подарили ему наш с братом Георгием только что вышедший роман про борьбу муровцев с бандой «Черная кошка», - рассказывал Аркадий Вайнер, один из авторов сценария. - Он за ночь прочитал книгу и сразу же поспешил к нам с идеей: нужно делать фильм. «А Жеглова, - говорит, - должен сыграть я!» Перед его напором трудно было устоять, и мы с Георгием засели за подготовку сценария. Первоначально режиссером-постановщиком должен был стать Алексей Баталов. Заявку на съемки сериала приняли на Центральном телевидении, включили в план. Однако уже после этого выяснилось, что у Баталова ближайшие полтора года заняты другими кинопроектами. Так долго ждать не хотелось, и потому мы с Георгием стали для «Места встречи...» искать другого режиссера. Новая кандидатура появилась благодаря все тому же Высоцкому. Он предложил обратиться к Говорухину, у которого уже снимался до того. Именно Володя и познакомил нас со Станиславом Сергеевичем».
«Когда я прочел этот роман, сразу же понял: нужно делать по нему картину, - вспоминал режиссер Станислав Говорухин. - В начале 1977 года мы приехали с Володей к Вайнерам и все обсудили. После этого началась уже реальная подготовка к съемкам...»
Однако «ультиматум» Высоцкого выполнить оказалось не так просто: роль Жеглова для него поначалу никак не получалось «забронировать».
«Володю в ту пору на пушечный выстрел к телевидению не подпускали, - разъяснил Вайнер. - Помогло лишь вмешательство одного из заместителей министра внутренних дел (как выяснилось потом, ему очень нравились актерские работы Высоцкого)».
И все-таки, несмотря на такую поддержку в верхах, создателям телесериала пришлось для галочки устраивать отбор исполнителя на роль Жеглова.
«Пробы проходили в ДК им. Горбунова, - делился главный художник фильма Валентин Гидулянов. - Кандидатов специально приглашали из числа начинающих актеров, чтобы легче было им отказать, оставив роль за Высоцким».
Актерский состав в «Месте встречи...» подобрался воистину звездный. Редкий случай: многие известные артисты согласились даже на эпизодические роли - Гердт, Куравлев, Евстигнеев...
«Могу вспомнить лишь троих, кто отказался участвовать в съемках нашего сериала: Николай Губенко, Евгений Герасимов и Алексей Петренко, - рассказывал Вайнер. - Правда, была еще история с Роланом Быковым. Именно под него мы с братом выписали в сценарии роль главаря банды Горбатого, однако сам актер отнесся к такому предложению без энтузиазма. Ему не нравилась перспектива сниматься в роли горбуна: «Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого подшучивают...» Все-таки я Ролана зазвал к себе домой и во время застолья сумел уговорить. Он приехал на пробы в Одессу, но там на беду угодил в больницу с инфарктом! Что делать? Съемки уже в разгаре, нужен срочный ввод нового артиста. Второй режиссер Надежда Попова предложила на роль Горбатого попробовать Джигарханяна. Дозвонились до него, однако Арменчик, как выяснилось, наш роман не читал. С оказией, через знакомых, переслали в Москву сценарий, и уже на следующий день Джигарханян дал согласие на участие в съемках».
ЛЮБИМАЯ ЖЕНЩИНА КАПИТАНА ЖЕГЛОВА
Кстати, в кадрах знаменитого фильма отметились не только профессиональные актеры.
«Эпизод встречи Жеглова с Копченым снимали в бильярдной, которая располагалась в одесском парке им. Шевченко, - продолжил свой рассказ писатель. - Мы обратили внимание на очень колоритную фигуру в зале - однорукого старичка, который виртуозно клал шары в лузы. Этот ас в итоге попал в фильм. А вот наши артисты - Высоцкий и Куравлев - в бильярд не играли. Пришлось их учить хотя бы тому, как держать кий, как его мелить, как правильно ставить руку на сукно... Володя был очень спортивный человек и быстро все это усвоил. Сами же удары за Жеглова и Копченого выполнял один из местных мастеров».
Еще одна неактриса и вовсе сыграла самую интригующую роль в картине - роль «женщины капитана Жеглова». В кадрах, посвященных празднику во Дворце культуры работников милиции, есть эпизод, где Глеб спускается по лестнице под ручку с симпатичной дамой и этак с некоторой рисовкой ей говорит: «Видишь, Люба, каких орлов воспитываю!» Оказывается, идея снабдить сурового борца с преступностью «подругой» появилась прямо во время съемок.
*Говорухин, Высоцкий и Садальский на съемках фильма
«Ну не евнух же он, нормальный молодой еще мужик! - размышлял Говорухин. - Вот и включили в фильм такой эпизод. Намек, что какая-то дама - по крайней мере, одна - в жизни капитана была... А эпизодическую роль «женщины Глеба Жеглова» сыграла участница нашей съемочной группы - ассистент режиссера».
В фильме, конечно, не обошлось без купюр. По настоянию цензоров было вырезано много эпизодов на воровской малине с участием артистов Ивана Бортника и Александра Абдулова.
«Уж слишком они реалистично играли роли бандитов Промокашки и Жженого, - вспоминал Говорухин. - В первоначальном варианте Абдулов пел во время застолья воровскую песню. А Промокашка выдрючивался и нахально заигрывал с подругой Горбатого. Все, кто видел эти кадры, просто умирали от смеха... Цензоры не выдержали: «Что же вы так углубились в эту воровскую атмосферу, так смакуете всякую ее мелочь?!»
ГЕРОИ ОСТАЛИСЬ БЕЗ НАГРАД
В сценарии «Места встречи...» было немало форс-мажорных ситуаций. Однако на вопрос о самом сложном эпизоде все создатели картины отвечали одинаково: конечно же, падение грузовика в Яузу!
«Эти кадры снимали одними из самых последних, - рассказывал художник фильма Гидулянов. - В качестве «утопленника» нашли совершенно убитый «студебекер» - не на ходу, без тормозов... Разгонять его должен был специальный грузовик-толкач. В определенный момент он отцеплялся, сворачивал в сторону (если посмотреть эпизод повнимательнее, на экране виден этот грузовик на заднем плане), а «студер» катил под уклон к реке самостоятельно. В кабину сели два наших лучших каскадера - Володя Жариков и Олег Федулов».
«Нам предстояло сделать лишь один дубль, причем в условиях так называемой режимной съемки, - пояснил главный оператор фильма Леонид Бурлака. - Успеть надо было за те считаные минуты, когда сгущаются сумерки (по сценарию-то погоня и авария происходят поздним вечером). Вроде бы все подготовили, отрепетировали - нужно начинать. Вдруг выясняется: у толкача заглох двигатель, никак не могут его завести. Я вижу, что свет катастрофически уходит, еще чуть-чуть - и снимать уже будет нельзя. Наконец, буквально в последний момент, автомобиль все же завелся, разогнал «студебекер», тот покатил к реке, сбил решетку... Больше всего мы опасались, чтобы машина в полете не перекувырнулась вверх колесами, кажется, для перестраховки даже двигатель с нее сняли, чтобы облегчить передок. Но по закону подлости именно это и произошло. Грузовик, снеся специально установленный декоративный парапет, «клюнул носом» и воткнулся в воду радиатором, задние колеса задрало. В результате кабина с каскадерами полностью ушла в воду... Народу вокруг съемочной площадки собралось полно, и все застыли в ожидании. Вот уж 20 секунд прошло - каскадеров не видно. Наконец вынырнули. Оба какой-то черной дрянью облеплены, закрывают лицо ладонями: «Глаза! Глаза!» Из-за спешки перед началом съемок дно реки в этом месте толком не проверили, а оказалось, что под небольшим слоем воды находится метровый слой ила. В него и погрузилась кабина «студебекера», так что ребятам было очень непросто выбраться наружу. Вдобавок едкая грязь в глаза попала...»
Несмотря на всенародную любовь, которую после первого же показа завоевал фильм, за его создание официальных наград не последовало.
«Никто из создателей сериала не получил в итоге никаких наград, - сообщил Гидулянов. - Только МВД нас отметило. Однажды в Одессу из Москвы приехал офицер-порученец и привез красивые папки с грамотами от министра внутренних дел Щелокова...»
Сергей Леснов.
Фото: WIKIPEDIA,
скриншот кадра из фильма.