Войти в почту

Что такое каскад доступности?

Вы наверняка заметили, что с развитием цифровых медиа и соцсетей в мире стало больше фейковых новостей и информационного шума, а когнитивные искажения эволюционируют и множатся, как вирусы. Мы часто напоминаем, как с помощью критического мышления и информационной гигиены защитить себя от когнитивных искажений, но есть одно, с которым справиться довольно сложно. Оно называется «каскад доступности». Рассказываем, что это за искажение и как не стать его жертвой.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Что такое каскад доступности?

Его еще называют «каскадом доступной информации» — это искажение впервые описали Тимур Куран и Касс Санстейн, американские психологи, занимающиеся когнитивными искажениями, связанными с авторитетами.

Если говорить простыми словами, то каскад доступности — это цепная реакция, происходящая в сознании отдельного человека в результате взаимодействия с окружающей его информацией, которая посвящена одной теме и доставляется по различным каналам. Чем ее больше и чем обширнее информация интерпретируется без потери изначального смысла, тем сильнее человек в нее верит.

Это должно быть общее утверждение, сформулированное просто и доступно, сжатое до одной идеи. При этом идея также должна затрагивать проблемы массовой аудитории, чтобы обеспечить ее распространение и виральность. Как только информация попадает в «боль» аудитории и получает распространение, ее начинают тиражировать СМИ, блоги и другие медиа, меняется общественное восприятие реальности, внутри которого отдельный человек будет также верить распространенному утверждению.

Один из примеров каскада доступности — движение антипрививочников. Это течение пользуется одним понятным утверждением: «Вакцины вредят здоровью». Оно затрагивает глубинные страхи большинства людей, которые знают, что здоровье — вещь хрупкая и повредить ему может что угодно, они боятся заболеть, но также боятся совершить ошибку и доверить свое здоровье не тем людям. Далее, в зависимости от каждого специфического случая, под утверждение приводится аргументация. Например, в 1998 году британский антивак-активист Эндрю Уэйкфилд опубликовал в медицинском журнале Lancet колонку о том, что вакцина MMR (от кори, краснухи и паротита) вызывает обострение заболеваний аутистического спектра. Колонка попала в «боль» аудитории, информация получила распространение по различным каналам, и, естественно, по всей Великобритании снизилось количество вакцинированных людей. За этим последовал рост заболеваемости краснухой и корью, и только в 2004 году в результате журналистского расследования выяснилось, что Уэйкфилд сфальсифицировал доказательства своего утверждения; ученые доказали, что вакцина не имеет никакого влияния на заболевания аутистического спектра.

Возможно, не все люди, которые отказались под влиянием Уэйкфилда от вакцинации, были антипрививочниками. Часто в каскад доступности попадают крайне здравомыслящие люди, которые говорят правильные и умные вещи, а потом внезапно вы обнаруживаете их носящими шапочку из фольги. Все дело в том, что для работы каскада доступности недостаточно просто понятной и убедительной информации.

Как работает каскад доступности?

Когда доступное утверждение сформулировано и выпущено в большой мир поражать умы обычных пользователей, начинается самое интересное. Нет ничего необычного в том, что ложное (или преувеличенное) утверждение начинают транслировать люди, которые не завели себе привычку проводить фактчекинг. Но каким образом к тем же антипрививочникам попадают умные и рассудительные люди, наделенные критическим мышлением или осведомленные об особенностях собственного здоровья и знающие, что конкретно им вакцина не помешает?

Все дело в том, что каскад доступности воздействует не только на наше сознание, но и на так называемый социальный интеллект. Возможно, вы можете осознать, что транслируемая идея имеет мало общего с реальными фактами, но если в это верят родственники, коллеги, друзья и большая часть вашего окружения, то вы по тем или иным причинам можете примкнуть к большинству. Кто-то это делает, чтобы сохранить свое место в «группе» (семье, коллективе, компании друзей), кто-то меняет свою точку зрения под влиянием авторитета — например, когда заявление делает известная личность, лидер мнений или даже эксперт в своей области. А кто-то просто оказывается в настолько плотном окружении из этой информации, что начинает сомневаться в своих убеждениях.

Каскад доступности сегодня стимулируется в том числе алгоритмами социальных сетей и поисковых систем, которые демонстрируют наиболее популярные и виральные материалы пользователям. Однако все еще главную роль в создании этих каскадов отдают журналистам, SMM-менеджерам и работникам сферы рекламы.

Каскад необязательно формируется из ложных утверждений, в его основе также могут быть реальные факты, вырванные из контекста. Одним из ярких примеров такого формирования каскада являются «активные стрелки» в школах — школьники или выпускники, приходящие в образовательное учреждение с оружием и повторяющие финальную сцену из фильма «Класс». Общественный страх перед такими событиями, резонанс и смешение сложных и тяжелых эмоций вызывают обширное распространение новостей о шутинге. Следом за новостями каждый раз появляется утверждение: «Нужно ужесточить правила оборота оружия, необходимо отдалить детей от оружия всеми возможными законодательными мерами». При этом информация о школьных шутингах занимает столько информационного пространства, что из виду теряется общая статистика убийств, из которой выяснилось бы, что наибольшее число убийств с применением огнестрельного оружия в год совершается не школьниками, а взрослыми людьми, живущими в неблагополучных районах или за чертой бедности. Но когда каскад запущен, аудитория фокусируется только на одном аспекте, практически не уделяя внимания остальным сторонам обсуждаемого вопроса.

Как защитить себя от каскада доступности

Каскад доступности позволяет манипулировать вниманием аудитории. С помощью этого инструмента можно выводить на рынок новые продукты и решения, но использоваться он может и недобросовестно, как в примере с антивак-движением. Основным инструментом защиты все еще остается критическое мышление и фактчекинг.

Проверяйте информацию

Если у вас есть возможность, проверяйте качество ссылок и информационную базу утверждений, которые буквально витают в воздухе. Ключевые утверждения каскада, как правило, стараются подкреплять статистическими данными, например: «99% опрошенных считают…» Проверяйте, кем проведены подтверждающие исследования и насколько они релевантны. Часто авторы могут использовать другие когнитивные искажения, чтобы сформировать каскад доступности: например, применяют эффект доктора Фокса и демонстрируют аудитории работы несуществующего эксперта.

Соблюдайте свои личные границы

Часто каскад доступности затягивает людей из-за социального фактора. Иногда это приводит к выбору: либо ваши собственные убеждения, либо хорошие отношения с близкими. Помните, что не все темы стоят многочасовых споров в комментариях или на кухне. Вы можете, конечно, попробовать убедить собеседника в своей правоте (если вы уверены, что ваша позиция наиболее адекватная). Но будьте готовы к тому, что собеседник также будет пытаться склонить вас на свою сторону. В ситуации, когда коммуникация зашла в тупик, проверьте, можете ли вы продолжать общение, не затрагивая беспокоящую вас тему.