«Фандорин. Азазель», лебедь, рак и щука: каким получился сериал о царском Петрограде с роботами
Сегодня, 19 января, распиаренный сериал «Фандорин. Азазель» получил цифровую премьеру.
Ожидаемый публикой проект режиссера Нурбека Эгена («Мажор») должен был представить новое прочтение знаменитой детективной истории, описанной в серии книг Бориса Акунина. А также поразить аудиторию хитросплетениями царских интриг с прогрессивным будущим.
Пока стриминговая платформа «Кинопоиск» опубликовала лишь премьерный эпизод под названием «Крылья». Он за 56 минут знакомит зрителей с первым делом самого известного сыщика России Эраста Фандорина в исполнении звезды «Монастыря» Владислава Тирова. Каким получилось расследование Фандорина в роботизированном, но все еще царском Санкт-Петербурге образца 2023 года — в материале «Слово и Дело».
Фандорин, лебедь, рак и щука
Новая экранизация произведений об Эрасте Фандорине на сей раз переносит зрителей не в привычный конец XIX века, а знакомит нас с вымышленной российской столицей 2023 года. Из-за несостоявшейся революции и краха большевистской власти продвинутой Россией управляет царь Николай III (Максим Матвеев). Помогает ему в этом премьер-министр — новатор Дмитрий Орлов (Евгений Стычкин). «Петроград. Российская империя, 2023 год. В 1917 году большевики не пришли к власти, но монархия в России сохранилась. У власти по-прежнему династия Романовых», — гласит вступление. Правда, вместе с императорской семьей в стране остались не только графини, князья, судари, но и «еры» и «яти» в написании слов. А многовековые инкрустированные золотом особняки наполнились роботами, беговыми дорожками и остальными пока неизвестными нам передовыми технологиями. Никуда не испарились и популярные прежде игры в «фанты» и «русскую рулетку» с револьверами. Именно из такого раритетного пистолета и пустил себе пулю в голову молодой местный миллионер Петр Кокорин (Григорий Верник). Теперь 20-летнему Фандорину, падающему в обморок от вида трупов, предстоит выяснить причины этого резонансного самоубийства в Летнем саду. Благо, произошло оно на глазах у десятков прохожих и перед камерами робота-полицейского с «олдскульным» названием должности — городовой. Однако инцидент оказывается не единственным — ему сопутствуют еще несколько последовательных и странных смертей в городе.
Где твои крылья, которые нравились мне
Казалось бы, с такой завязкой нас ждет остросюжетный детектив с новаторскими решениями без нафталиновой пыли истории. Но как только случается запоротый монтажерами и реквизиторами крупный план выстрела Кокорина себе в висок — расследование с экрана плавно перетекает в головы зрителей. Но не за счет занимательности сюжетной интриги, а в связи с поиском все новых «оплошностей» при монтаже, при вставках CGI-графики и частым нарушением логики повествования. А этого добра в первой же серии предостаточно. Например, многоэтажные застройки в центре Петербурга, заботливо продемонстрированные создателями на общих планах, поистине кажутся удивительными. И поражает даже ни сколько наличие не вписывающихся в местную архитектуру домов, значительно превышающих дозволенную 179-летним указом об ограничении высотности зданий. А то, как авторы мгновенно забывают о собственной задумке в следующих же кадрах. Поэтому внимательный зритель сначала не понимает, откуда в повествовании с набережной реки Фонтанки внезапно появляются перебивки на строения в стиле «Москва-Сити». А затем, осознав их связь с экранной реальностью, начинает наблюдать за их «перемещением» с Васьки в другие районы города. И если щелчок затвора, произошедший заметно раньше нажатия на курок, а также выступившая в месте выстрела кровь и ее немного неестественные брызги еще можно объяснить раскрывающимися в дальнейшем подробностями, то «город-призрак» периодически возникающий на месте стрелки Васильевского острова — сложнее. Точнее, объясняется эта мистика легко: слишком невысокий гонорар моушн-дизайнеров фильма, разрозненность или недобросовестность съемочной команды. Труднее из этого выбрать наиболее подходящую версию. Поскольку не покидают ощущения, что создавали фильм одни режиссеры и сценаристы, монтировали и «дорисовывали» CGI-графику без их участия другие люди, а собирали полученный материал в ускоренные сроки — третьи. Дополняют абсурдность происходящего на экране постоянные «перекрещивания» в кадре ультрасовременных складных смартфонов с сообщениями на кириллице и глаголице, а также расхаживающие в убранствах дворцов царские особы, одетые в худи и «лейбловые» кроссовки. Все бы ничего — пофантазировать мы все любим, но постоянные отсылки к «искореженным» реальным фактам, не дают полностью проникнуться фарсом выдуманной истории. Поэтому, когда нам рассказывают шутку про мавзолей Ленину в Аргентине и его любящего перфомансы правнука художника-реформатора Ульянова (Евгений Серзин), становится не по себе. И вместо утопичной картины о гениальном отечественном сыщике, мы видим неразумного «кисейного» Фандорина, живущего в капсульной квартире из «Пятого элемента», жалкого и забитого императора Николая III, мечтающего изменить жене, и почему-то оставшемся в прошлом столетии следственного пристава, начальника местного отдела полиции Ксаверия Феофилактовича Грушина (Александр Семчев). Единственные, кто более-менее вписывается своими нравами в «дворцовые перевороты» оказался неожиданный персонаж Екатерины Варнавы, а также пока не проявившие себя герои Милы Ершовой и Дмитрия Ломакина — Елизавета Александровна и ее жених Глеб Пожарский. Но раскрытие их сюжетных линий произойдет уже в оставшихся пяти сериях, которые будут выходить в онлайн-кинотеатре строго один раз в неделю.
Ожидая дальнейшего релиза, остается предположить, какими мелодиями будут заканчиваться следующие эпизоды. Поскольку финал премьерной серии сопровождается песней «Крылья» группы Nautilus Pompilius, вторящей ее названию.