"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 38-я: "Водяная"
Алексей Барыкин вдохновляется Каюмом Насыри и выходит в широкий прокат
Фильм "Водяная" впервые показали в августе 2018 года на фестивале "Окно в Европу" в Выборге, а снимать ее начали в 2016-м, причем полтора года занял постпродакшн. "Водяная" первая картина в республике, вышедшая в открытых прокат, а в Youtube она набрала 10 миллионов. Однако разрабатывать тему фильма в жанре хоррора, опираясь на сюжеты татарских мифов, авторы дальше не стали. И феномена татарстанского кино, за которое борются прокатчики, не случилось.
Гений места
Из Москвы в деревню едет бизнес-леди Алсу с детьми Алиной и Русланом, в деревне живут ее брат Тимур с женой Ляйсан. В семье горе — умер отец Тимура и Ляйсан. И тут в дело вступает Водяная.Татарская мифология — одна из проторенных тропок к идентичности: множество музыкантов, драматургов, сценаристов вдохновляются сказками Тукая и книгами Каюма Насыри.
В частности, некоторые сцены "Водяной" снималсь в деревне Большие Ачасары, где Насыри обитал. Режиссер фильма Алексей Барыкин называл его "первым татарстанским блокбастером", при этом в картине нет впечатляющих массовых сцен, но достаточно много компьютерных спецэффектов, сделанных в Татарстане, а также трюков на воде. Деньги на съемки дала республика и фонд "Ника" в лице депутата Владимира Братухина. В титрах можно увидеть и других Барыкиных — художником-постановщиком, ответственным за сложносочиненные костюмы, стала Марина Барыкина, а одну из главных ролей играла дочь Алексея Катя (мальчиком взяли сына второго режиссера Анны Невзоровой Колю). А Водяную играла другой режиссер, автор "Халимы" и появившегося в прошлом году "Тарлана" Юлия Захарова. Остальные герои — театральные мастера: долгое время игравшая в Камаловском театре Нафиса Хайруллина, ее бывшие коллеги Фанис Зиганшин, Ильдус Габдрахманов, а также актриса ТЮЗа Гузель Шакирзянова.
От Су анасы — к Гермогену
"Водяную" показывали на Московском международном фестивале, презентовали в Каннах и на Казанском международном фестивале мусульманского кино. 14 марта 2019 года она вышла в широкий прокат: 250 экранов в 54 городах России, а также в Казахстане, Азербайджане, Вьетнаме и Индии. Это заслуга московской компании Antipode и, конечно, команды фильма, которая потратила на это год.
Авторы указывали, что именно пугающая Су анасы из очерков Насыри, а не сказочный типаж Тукая их вдохновил. При этом им приходилось балансировать между жанром хоррор и детским квестом, порой уходя в мелодраму. При этом Барыкин не снял после этого еще один фильм ужасов. В его фильмографии — всего понемногу: мелодрама о поющей девушке на костылях "Айсылу", разговорная комедия "Семейные хлопоты". Впрочем, есть три картины, выстраивающиеся в длинную историю — это "Заступница" о Казанской иконе Божией Матери, "Осанна" о жизни Елизаветы Федоровны, сестры последней русской императрицы, и вышедшая в 2022-м работа "Святитель" о патриархе Гермогене. Рискнем предположить, что в этом направлении один из продвиженцев татарстанского кино и продолжит свой путь.