Войти в почту

Валентина Лисица: «Классику «отменить» невозможно»

Уроженка Киева, пианистка международного масштаба, которую любят и ждут зрители по всему миру, не побоялась открыто поддержать Донбасс. Из-за гражданской позиции, концертов в Донецке и Мариуполе звезду стали «запрещать» на Западе. Валентина Лисица в интервью корреспонденту газеты «Щит и меч» рассказала о творческой жизни, своём прозрении и непростых человеческих взаимоотношениях. - Валентина, в три с половиной года вы впервые сели за инструмент, который достался вам от старшего брата. А в четыре уже сыграли первый концерт. Выходит, профессия выбрала вас? - В детстве родные водили нас с братом на всевозможные кружки благодаря знакомствам моей мамы - закройщицы на фабрике по пошиву одежды, притом очень хорошей. К её услугам обращались многие знаменитости. Среди клиенток были олимпийская чемпионка по плаванию и известная педагог балета. Каждая советовала развивать детей по своему направлению. Я попробовала силы в плавании, балете, женском футболе… Правда, в бассейне на водном стадионе «Динамо» я всё время шла ко дну. В итоге как следует плавать не научилась. К тому же из-за длинных волос, которые долго сохли, я часто болела и пропускала тренировки. А история с балетом завершилась, вовсе не успев начаться. Помню, как на первом занятии преподаватель, окинув меня взглядом, поинтересовалась у мамы: действительно ли она хочет отдать меня на танцы? Уже в три года я выглядела довольно крупной девочкой. А ведь ещё подрасту! Можно представить, как нелегко будет поднимать такую партнёршу. К слову, когда мы с супругом впервые побывали на американском балете, были шокированы увиденным: довольно крупные, с выраженными формами танцовщицы, подпрыгнув, приземлялись на сцену со звуком. А при выполнении некоторых «па» у них под ногами трясся пол. Тогда как наши балерины порхают как бабочки. Они вынуждены следить за весом и формой, иначе могут просто отсеять за профнепригодность. А тут эти бодипозитивные артистки! Мы еле сдерживали смех, сидя в первом ряду. Воспринимали происходящее скорее как народный танец, но никак не балет в его классическом понимании. Американцы обижались на нас за такую реакцию. В какой-то момент я увлеклась шахматами, даже сбегала с уроков и тайком от родителей ходила на занятия. Однажды это привело к комичной ситуации. Моей бабушке бдительные соседи сообщили, что её внучка посещает какой-то клуб, где бывает много мужчин. Это шокировало её, и она решила лично проверить информацию. И вот, идёт очередной турнир, а я слышу краем уха постукивание знакомой палочки, втягиваю голову в плечи с мыслью, что мне конец. Но всё обошлось. Метания прекратились, когда мама с бабушкой отвели меня на уроки музыки. Преподаватели отметили, что я обладаю превосходным слухом. - Однако именно шахматы сыграли судьбоносную роль. Правда ли, что благодаря этому увлечению вы познакомились с будущим супругом? - Всё верно. В Ивановке Тамбовской области проходили первые международные мастер-классы в честь известного композитора, на которые съезжались музыканты из разных стран. От Киевской консерватории отправили меня, будущего супруга Алексея и ещё пару ребят. Ранее мы не были знакомы. Выехали из Москвы ночным автобусом. Но пассажирам не спалось. Тогда я достала свой набор маленьких магнитных шахмат. И парень в соседнем кресле начал заинтересованно поглядывать. Предложила присоединиться. Как оказалось, он тоже любитель. Мы играли всю ночь. Так и подружились. Думаю, что на музыкальной почве, наверное, никогда бы не сошлись из-за духа соперничества. А вот шахматы - другое дело. - В 1992 году вы с супругом одержали победу в США на самом большом конкурсе фортепианных дуэтов в мире. Газеты писали, что после триумфа поступило предложение продолжить образование за границей. И вы покинули Киев, а впоследствии решили получить американское гражданство… - Университет, который нас пригласил, собирал лауреатов, звёздных медалистов для своей «коллекции». В учёбе мы смысла не видели, тем более после нашего замечательного, самого лучшего в мире образования. Но всё же решились на поездку: были юными и держали путь в Америку за лучшей жизнью. Тогда многие коллеги завидовали, косо смотрели. Родители, провожая нас, плакали. Для них отъезд был трагедией. Но мы находились в предвкушении чего-то нового, окрылённые перспективами. К тому же, ситуация на Украине тогда складывалась непростая. Люди выживали, заботились о хлебе насущном, и музыка перестала быть востребованной, как раньше. В США мы с супругом в основном занимались карьерой, мечтали приобрести дом, машину… - А что произошло с лучшим фортепианным дуэтом в мире? - Мы стали родителями. Вдвоём поддерживать гастрольную жизнь означало всё время оставлять сына на бабушку или няню. Это показалось нам неправильным. Супруг, отказавшись от выступлений, научился настраивать и ремонтировать рояль, пользоваться камерами, микрофонами, заниматься видеомонтажом. Случается, у музыканта во время записи отсутствует вдохновение, потому что играет не для живой публики, а в глухой студии. Алексей может деликатно направить артиста, чтобы добиться необходимого результата. Ведь звукозапись остаётся навсегда, а живое исполнение лишь в памяти зрителей. Сегодня супруг является одним из самых высококлассных звукорежиссёров в классической музыке. При этом наш союз стал только крепче. Мы - команда, которую можно сравнить с водителем и механиком на Формуле-1, где один ничто без другого. Несколько лет назад у нас вышел альбом из 11 дисков с полным собранием сочинений Петра Чайковского для фортепиано. Что самое интересное, руководить процессом звукозаписи поручили именно Алексею, чем он очень гордится. Многое взял на себя, и не только в техническом плане. Иногда он аккомпанировал мне. А так как у композитора есть произведения для фортепиано в четыре руки, в альбоме появилось и наше совместное исполнение. Мы не играли в дуэте с мужем 14 лет! Но после большого перерыва всё же решили вернуться к любимому делу. В Донецке выступали вдвоём, а до этого - в Калуге. - Вы родились в Киеве, долгое время проживали в Америке, поэтому ваша позиция по поводу происходящих событий на Украине удивила многих. - В США мы не следили за политическими процессами. Пока не произошли события на майдане. Родители в это время находились в Киеве, и мы постоянно были с ними на связи. Они рассказывали одно, а по телевизору в новостях показывали совершенно иное. Возникло чувство, что нас обманывают. До этого жили с ощущением, что в Америке всё хорошо, там есть свобода слова. Помню 2 мая 2014 года в Одессе. Тогда я гастролировала во Франции. За происходящим следила в Интернете. В одной украинской телепередаче говорили, что люди сами закрылись в здании и организовали самосожжение. Что среди погибших - одни хулиганы да приезжие с русскими паспортами. И зал аплодировал. Я была потрясена такой кровожадностью и решила во всём разобраться сама. И, наконец, произошло пробуждение как от дурного сна. Крах иллюзий. Это было непросто, но необходимо пережить, чтобы принять новую реальность. Мне хочется, чтобы украинцы тоже отошли от морока, в который их погрузили. Подумали о хорошем, а не жили в ненависти, с убеждениями, которые им так упорно пытается навязать Запад, что их чего-то лишили, притесняли и обделяли все годы. Лучше помнить о том, чего мы добились вместе. Нужно стремиться к общему благу, тогда действительно всем станет хорошо. - Когда решили стать россиянкой? Не побоялись, что на вас обрушится русофобия? - Гражданство Российской Федерации получила по упрощённой схеме для жителей ДНР накануне специальной военной операции. Потом начались гонения артистов, в числе которых оказалась и я. Была неприятно удивлена, что люди, с которыми работала длительное время и считала добрыми друзьями, отвернулись, например, мой агент. Вроде совсем недавно мы с ней обсуждали, как замечательно всё складывается. Что теперь есть российское гражданство, можно поехать в Китай и не нужно брать визу для поездки в Бразилию. Но спустя время она обзвонила организаторов концертов и сообщила им эту новость с такой интонацией, словно у меня какая-то дурная болезнь. Они восприняли информацию в нужном для них свете. Тогда стали отменять выступления одно за другим, что казалось каким-то безумием. Из-за оказываемого давления было очень тяжело. Пугала неизвестность. Ведь за границей выстроена многолетняя карьера, тогда как в России меня мало кто знал. Но с каждым отказом становилось проще. Словно обрубались корни, мешавшие взлёту. В какой-то момент я почувствовала облегчение. Самое страшное, что русофобия затронула искусство, которое должно объединять людей. Его стали использовать как средство пропаганды. Мне приходили предложения, например, сыграть пьесы, посвящённые «Призраку Киева», чтобы заработать на горячей теме. Но я отказалась. Что ещё хуже - запрет на русскую культуру. Совершенно немыслимо, когда «отменяют» композиторов, того же Сергея Рахманинова или Петра Чайковского, писателей - Льва Толстого, Фёдора Достоевского… Вот это действительно страшно! В Италии проходил конкурс скрипачей. Сначала туда не пускали российских исполнителей, хотя они прошли отбор. Но им показалось мало. Позже запретили играть русские композиции - золотой фонд скрипичных концертов. Даже Арама Хачатуряна, потому что он - советский композитор, вот до чего дошло! - Тем не менее ваш канал на известном видеохостинге остаётся популярным. Об этом свидетельствует огромное количество подписчиков и просмотров… - В любые времена классика была и остаётся в моде. Например, костюм или маленькое чёрное платье всегда выглядят уместно. Такая же схема работает в музыке. Классикой по праву считается то, что не имеет срока годности. Почему Бетховен востребован в наши дни? Потому что он говорит о вещах, которые близки и волнуют каждого: жизнь, смерть, бессмертие, любовь, ненависть. Об этом великие композиторы смогли сказать лучше, чем кто-либо. Кроме того, музыка, как и другое искусство, передаётся от поколения к поколению. Мы слушаем то же самое, что и наши предки. А это вызывает уже совершенно другие ощущения, чем какой-то трек из категории «топ-хит» сегодняшней недели. Чтобы понять классическую музыку, не нужно иметь образование, не обязательно знать профессиональные тонкости. Единственное, что требуется от публики - отдаться и не сопротивляться ей. Остальное сделают мозг и душа. - Какие концертные площадки были самыми необычными и запоминающимися в вашей творческой карьере? - Играла на платформе поезда у перрона вокзала в Дебальцево. Это было открытие станции после долгой реконструкции. Она построена ещё при Российской империи, её обстреливали, разрушали и восстанавливали несколько раз. Сначала она пострадала в период гражданской войны, затем во время Великой Отечественной… Стены испещрены картечью и следами от снарядов. Сейчас здание вокзала не узнать - настоящее произведение искусства с изумительной архитектурой. В первый раз его посетила в 2016 году с семьёй. Помню, как местные жители мечтали о том, что когда-нибудь можно будет здесь организовать концерт. И вот это произошло. Запустили первый поезд, к нему прицепили платформу, на которую установили рояль. И я музицировала, пока локомотив медленно въезжал на станцию, где его встречали зрители. Это незабываемо! 9 Мая в Мариуполе вынесли пианино из кафе и поставили на перекрёстке. Я начала играть, люди потихоньку приносили стулья и собирались вокруг меня. Исполняла Бетховена, Шопена, Чайковского… Но в Интернете разлетелся другой эпизод - когда под конец моего выступления одна из зрительниц предложила сыграть и спеть «День Победы». Ещё произошёл забавный случай, как в известном советском фильме «Место встречи изменить нельзя», когда пианисту неожиданно поступает предложение сыграть «Мурку». Вот и у меня так: заканчиваю концерт и слышу вопрос из зала: «А «Мурку» можно?» По совпадению неподалёку гуляла кошка, и решив, что её зовут, подбежала, запрыгнула ко мне на колени и улеглась прямо на концертное платье. Так с ней дуэтом завершили выступление, что вызвало настоящий фурор. Но чаще всего в памяти остаются моменты общения с жителями Донбасса. Они переживают страшную трагедию, видели смерть, знают, что в любой момент может прилететь снаряд, поэтому ценят каждую секунду. Но в то же время - открытые, с распахнутыми сердцами, чувствуют и поддерживают друг друга, не скрывают эмоций. Они искренние, благодарные и честные. Лучшей публики у меня, наверное, никогда не было. В последнее время тесно общаюсь с поэтами, которые пишут про Донбасс. Видимо, стресс мобилизуют ресурсы у каждого человека, хочется творить, делать добро. Вот и у меня появилось желание замечательные стихи положить на музыку и выступать с благотворительными концертами. - Поделитесь творческими планами, где можно будет вас увидеть и услышать в ближайшее время? - Сейчас гастролирую по России и везде нахожу поклонников! Буквально за неделю объездила полстраны: Казань, Чебоксары, Чита, Набережные Челны, Ивановка в Тамбовской области… Собиралась в Иран, но временно перенесли поездку. Совсем скоро отправляюсь в Италию играть с молодёжным оркестром, который состоит из музыкантов разных стран. А потом продолжу турне по России. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Валентина Лисица - известная пианистка, родилась в 1970 году в Киеве. Начала играть на фортепиано в три года и уже через несколько месяцев исполнила первый сольный концерт. В детстве посещала Киевскую среднюю специализированную музыкальную школу имени Лысенко. Позже обучалась у Людмилы Цвирко в местной консерватории. Репертуар пианистки насчитывает более 40 произведений. В их в числе все концерты Людвига Бетховена и Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича и единственный - Эдварда Грига. Выступала с такими именитыми составами, как Симфонический оркестр штата Сан-Паулу, Новозеландский симфонический оркестр, Варшавский филармонический оркестр, Пражский камерный оркестр. Сотрудничала с музыкантами мирового уровня, среди которых виолончелист Линн Харрелл, альтист Роберто Диас, скрипачки Ида Гендель и Хилари Хан. Замужем за пианистом Алексеем Кузнецовым. Вместе воспитывают сына Бенджамина.

Валентина Лисица: «Классику «отменить» невозможно»
© МВД МЕДИА