Крещенский фестиваль: "Доктор Атом"
19 января Крещенский фестиваль в "Новой опере" громко заявил о себе первым исполнением в России грандиозного полотна Джона Адамса на либретто Питера Селларса "Доктор Атом". Опера написана в 2005 году ныне здравствующим автором (род. 1947) и является заключительной частью трилогии, включающей в себя также оперы "Никсон в Китае" (1987), "Смерть Клингхоффера" (1991). Знаковое фестивальное событие привлекло к себе неподдельное внимание музыкального сообщества столицы. Среди публики было замечено много медийных лиц во главе с директором Большого театра Владимиром Уриным. Солисты, хор и оркестр "Новой оперы" показали высокий уровень подготовки и исполнения сложнейшей партитуры Адамса. Маэстро Федор Леднев заслуживает особых похвал. Намагниченность, сила дирижерской воли, уверенная компетентность в понимании композиторского стиля исходили от дирижера. Манере Леднева была присуща детализация реакций при удержании в фокусе общей музыкальной драматургии. Весь огромный состав участников исполнения надежно полагался на дирижерское управление. Фото автора Апокалиптический масштаб тревожной для всего человечества темы оперы о ядерном оружии и ответственности людей за его использование сформировали музыкальный язык оперы и особые выразительные средства. Диссонансы плотной оркестровой фактуры, обилие ударно-перкуссионных инструментов, насыщенность аккордовыми кластерами, даже общая перегруженность звучания на единицу времени, тем не менее, слушались на одном дыхании. Композитор мастерски использовал сочетания оркестровых тембров, накладывая на них голоса солистов и звучание хора. Местами это была просто красивая музыка в самом прямом смысле этого слова, насколько позволял общий контекст постоянного ощущения надвигающейся катастрофы. Заслуга исполнительской составляющей перформанса велика. Сложности вокальных партий создавали напряжение у солистов, но это превносило дополнительный нерв во всё музыкальное повествование и слушалось интересно. Роль главного героя, физика-теоретика Роберта Оппенгеймера исполнил Дмитрий Зуев, солист МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат Международных конкурсов, окрасив мрачной уверенностью образ научного руководителя Манхэттенского проекта по разработке ядерной бомбы. Екатерина Мирзоянц (его жена Китти) убедительно провела свою первую сцену, музыка которой в сочетании с красивым голосом солистки прозвучала лирическим контрастом. Фото автора Документальная основа текстов либретто создавала специфическую трудность вокалу и английскому произношению певцов. Концертное исполнение оперы в отличие от сценической версии не давало развернуться драматической игре героев истории. Несмотря на это исполнители держали зрительный зал в неотрывном напряжении в течение трех часов. В целом, тембральные краски голосов всех солистов уместно сочетались друг с другом, создавая эмоционально-звуковую стройность ансамблей. Константин Федотов, лауреат Международных конкурсов, (физик Эдвард Теллер); Дмитрий Бобров (физик Роберт Уилсон); Андрей Борисенко (генерал Гровс); Дмитрий Орлов, лауреат Международного конкурса (метеоролог Хаббард); Антон Бочкарёв (военный медик); Александра Саульская-Шулятьева, з.а. Удмуртской Республики (Паскуалита) - все внесли достойную лепту в общую картину происходящего. Знакомство российского зрителя с оперой "Доктор Атом", несомненно, станет запоминающимся явлением на январском небосклоне культурной жизни Москвы. Грандиозные усилия коллектива театра по воплощению замысла Адамса на сцене "Новой оперы" оправданы с лихвой.