Мастер музыкальной комедии: 120 лет со дня рождения режиссeра Григория Александрова
Мастер музыкальной комедии. Сегодня 120 лет со дня рождения легендарного советского кинорежиссeра Григория Александрова. Маэстро снял несколько культовых фильмов, в их числе «Весeлые ребята», «Волга-Волга», «Весна», «Цирк». Его картины в Советском Союзе обожали все, включая Сталина, а западные критики удивлялись, как ему позволяют в СССР снимать настоящие голливудские мюзиклы, сообщает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Забрудский.
Кинодебют Григория Александрова. Кадры спектакля «Мудрец» Первого рабочего театра Пролеткульта режиссера Сергея Эйзенштейна. У Александрова главная роль – Глумова. Позже он сыграл еще в нескольких картинах своего друга и учителя. В их числе – старший офицер Гиляровский в фильме, который вошел в список лучших лент всех времен и народов – «Броненосец Потемкин».
Но Александров с детства тяготел не к лицедейству, а к режиссуре. Родился Григорий Мормоненко, это его настоящая фамилия, в Екатеринбурге в семье владельца крупной гостиницы. С девяти лет работал в местном оперном театре посыльным, потом помощником осветителя.
«Мне естественно было бы желать стать артистом, певцом или танцором, а мне хотелось, наоборот, участвовать в создании спектакля», – рассказал кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР Григорий Александров.
Закончил музыкальную школу, потом режиссерские курсы, успел поработать во фронтовом театре. В 20-м году приехал в Москву, где сменил фамилию и познакомился с Сергеем Эйзенштейном. В 1929 году они вместе отправились в Голливуд. Не покорять, учиться.
«В Голливуде было чему поучиться, прежде всего, у самого Чарли Чаплина и у Вальтера Диснея, который применил музыку в мультипликации совершенно по-новому, а нас интересовала звукозапись, вся техника», – рассказал кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР Григорий Александров.
Вернувшись на родину, Александров получил персональный заказ от Сталина на съемку первой музыкальной комедии для советского зрителя. Так появился культовый мюзикл «Веселые ребята».
«Именно в звуковом кино Александров мог состояться, потому что он звуковой и зрительный образ очень точно соединял. Если вы вспомните фильмы Александрова, визуальные картинки непременно будут сопровождаться звуковыми образами. Звук и картинка в его фильмах неотделимы друг от друга», – рассказала киновед, научный сотрудник музея кино Ольга Шин.
В своей джаз-комедии, как называл ее Александров, он собрал уникальный квинтет: он сам, Орлова, Утесов, Дунаевский и Лебедев-Кумач. Это и были его «веселые ребята». Название картине, кстати, дал лично Сталин. Приз в Венеции, Америка в шоке. Мир узнал первую советскую кинозвезду – Орлову.
«Александров выставил целый список условий, который нужно было выполнить: блондинка, зубы. Он повел ее к стоматологу. Эта знаменитая голливудская улыбка Орловой была сделана для съемок фильма «Веселые ребята», – рассказал журналист, режиссер Михаил Куницын.
Сталин и зрители в восторге от советского мюзикла. Александров попал в касту «неприкасаемых». Режиссер номер один в СССР один за другим снимал свои хиты. Сценарии к его фильмам писали знаменитые Ильф, Петров и Катаев. Снимал только звезд: Ильинского, Черкасова и, конечно, свою жену – Любовь Орлову. Говорят, Александров лично проектировал для нее киноафиши.
Главный камедиограф огромной страны мечтал, чтобы в Советском Союзе была своя Марлен Дитрих и Грета Гарбо. И он сделал свою жену Любовь Орлову похожей на них. Свой последний фильм Александров тоже посвятил своей музе. Документальное кино «Любовь Орлова» вышло на экраны в 1983 году.