«Это путешествия по странам, где я ещё не была»: Марина Полякова представила новую выставку картин

В Художественном музее в корпусе на площади Минина открылась выставка картин Марины Поляковой «Знаки ветра и воды». В экспозицию вошли около 100 работ известного нижегородского мастера, выполненных в уникальной авторской технике, соединившей в себе традиции исконных русских орнаментов, иконописи, фольклора, лубка и переплетения стилей народных художественных промыслов. Край родной Свой стиль, который невозможно спутать ни с каким другим, Марина Полякова называет «эмоциональный декоративизм». И действительно каждая её работа наполнена множеством смыслов и эмоций, что вызывает отклик у зрителя. Это погружение в детство, в сказку, в легенды родного края, в полузабытые иллюстрации из детских книжек. А кто-то, возможно, вспомнит рисунки старинного ковра, которые поколения детишек рассматривали перед сном у бабушки в деревне. Некоторые работы художника словно сошли со страниц летописей. Обрамлённые вязью древнего декоративного кириллического письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой в непрерывный орнамент, эти картины погружают зрителя в старину. Метафоричные, но очень узнаваемые Нижний Новгород, Городец, Балахна показаны художником через их историю и их фольклор. Белокаменный кремль на высоком берегу, ладьи с раздутыми парусами, спешащие по реке… А рядом – Георгий Победоносец, пронзающий копьём змея, величественный архангел Михаил, стоящий на страже города, и богатыри, отправившиеся в поход, глядя на которых думаешь о Минине и Пожарском. Сразу обращает на себя внимание картина, посвящённая нашему великому земляку – изобретателю Ивану Кулибину. Через его работы мастер показывает образ этого удивительного человека, опередившего время и связавшего своими изобретениями историю и современность. Райский сад Завораживает волшебный мир сказочных героев Поляковой. Тут и русалки, и красные коники, и волчки, охотящиеся за жирненьким бочком, и другие любимые персонажи мастера. Все они выполнены с такой любовью, что, увидев их, невозможно не улыбнуться. Очень эффектно смотрятся композиции с мифическими животными и волшебными деревьями на чёрном фоне. Многофигурные картины мастера можно рассматривать часами, открывать новые смыслы и любоваться яркими жизнеутверждающими красками. А рядом – шутливые картины с животными – традиционными лубочными медведями, козами и котами. Кот несколько веков был самым известным юмористическим персонажем лубочного искусства, стал даже героем политической сатиры – тогда ему приписывали аналогии с различными историческими личностями. Первые варианты лубков были сатирой на царя Алексея Михайловича, а потом и на Петра I. А теперь знаменитый «кот брысь, он же Алабрыс» стал просто милым героем работ Поляковой. В русских фольклорных традициях изобразила художник даже Адама и Еву в райском саду. «Эта выставка рассказывает про мои путешествия. Путешествия по Нижегородской области, по нашей стране, по другим странам и даже по тем, где я ещё не была», – признаётся Марина Полякова. Есть в экспозиции и автопортрет мастера, который во всём перекликается со знаменитой кустодиевской купчихой, пьющей чай. Тут и героиня, и чай, и небо в лениво плывущих облачках, и ластящийся к хозяйке котик – настоящая русская идиллия.