Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 32-я

Экспериментальные спектакли в Татарстане, в отличие от репертуарных, идут недолго, их воспринимают как нечто проходящее — мол, все это, конечно, хорошо, но не сравнится с бессмертной классикой в коробке сцены. Одна из самых резких и громких проб в этой сфере — музыкальная двуязычная постановка "Ку" Ильшата Саетова.

"Я — твой первый магнитофон!"

Спектакль был показан сначала в серии мероприятий, которые проводило в честь пятилетия творческое объединение "Калеб". Поэтому в числе продюсеров события указаны Ильшат Саетов и Гузель Сагитова, нынешний заместитель руководителя исполкома города по социальным вопросам, а тогда — лидер "Калеба", организовавшего вечера, посвященные молодым (и не очень) личностям, поэтические перформансы, концерты.

Ильшат Саетов известен как личность многогранная. Ему в 2018-м было 38 лет. Он один из инициаторов акции "Мин татарча сөйләшәм", кандидат политических наук, исламовед, работавший доцентом кафедры регионоведения и исламоведения КФУ, редактором журнала исследований ислама и мусульманских общин Islamology, научным руководителем Центра исламоведения фонда Марджани, сотрудником Института востоковедения РАН. В последнее время он занимается визуальным искусством — учился в Московской школе кино, мы писали о его документальной ленте "Генетически не так". Сорежиссером на "Ку" выступает кинодеятель, фотограф и драматург Рамис Назмиев.

Вырыпаев и Данелия

"Ку" сложился из многих факторов, один из которых — "спектакль в форме концерта" "Сахар" от художественного руководителя театра "Практика" Ивана Вырыпаева, состоящий из шести музыкальных произведений, исполняемых семью актерами. Второе событие — явное желание посмотреть на происходящее через призму двуязычия и прожитых лет.

"Ку" явно не только оммаж Георгию Данелии, но и еще татарское слово, означающее "гони, прогоняй". Или даже как "гон". Действие состоит из монологов, диалогов, перформансов и песен. Начинается оно с речи поэта Йолдыз Миннуллиной, которая зачитывает письма пионеров от 7 ноября 1977 года в 2017-й, когда "коммунизм победит во всем мире, планета живет в согласии — мы в это верим. Мы строим коммунизм, вы живете в коммунизме". Цитируется Хади Такташ: "И знаем мы, что бой великий нас всех к победе приведет!". США превратились в Социалистические Штаты Америки, план на XVIII пятилетку перевыполнен. Йолдыз читает под барабанную дробь, в ее тексте — только татарские слова. Монологи переходят в песни группы Gauga — любопытно, что трек "Нинди рәхәт" звучал в этом году в постановке Кариевского театра "Ромео и Джульетта", где коллектив играет чуть ли не ведущую роль.

Новый монолог, новый человек — это хореограф и актер Нурбек Батулла, который начинает чередовать русский и татарский тексты: "успокойся, девочка, жди, пока есть ток, жди пока в тебе есть сок, как ждут свежий бавырсак, каклаган каз кусок". А завершается монолог выкриком: "Я — твой первый магнитофон!".

Файда и байда

Почти каждый эпизод спектакля — проба в новом формате. К примеру, далее идет повторение названий рек "Идел, Чулман, Белая, Ык", переходящая в "Ми, аң, бәгырь, ку..." ("Мозг, сознание, сердце, ку…"). "Постепенно доля русской речи в постановке растет, микс городского вокабуляра достигает пика в самом занятном монологе, который клавишница Gauga Гузель Сабирова читает от лица выпускника аграрного института Айрата Габдулхаковича Хабибуллина, написавшего кандидатскую на тему: "Историческое развитие понятия "моң" у агидельских тептяр на рубеже XVIII—XIX веков", но "моң не кормил, поэтому пришлось идти сәүдәгә". Теперь он строчит объяснительную в милиции под музыку Ислама Валеева. Нурбек и Ильшат рифмуют "байда" и "файда" ("польза"), а после Саетов читает текст от лица родинки, почти полностью на русском. Наконец, Нурбек Батулла через вокодер озвучивает монолог постапокалиптического мира и звучит песня "Юллар", музыку к которой специально написала Зульфия Раупова, а озвучил детский хор "Радость" казанской музыкальной школы №8.

"Ку" показали два раза — в Камаловском театре и на первом фестивале Tat Cult Fest в Кремле.