Им снится прибой: авторам документалки «Путь за мечтой» удалось за 94 минуты влюбить зрителей в серфинг
Документальная история о первом советском серфере Николае Попове, самостоятельно построившем доску по чертежам из зарубежных журналов и разработавшего собственную методику ловли волн, появилась в российском прокате с 3 сентября 2022 года. Повторный релиз киноленты режиссера Константина Кокорева начался 19 января 2023 года и продолжается на киноэкранах петербургской студии «Лендок».
Кокорев не только выступает постановщиком, сценаристом, оператором и художником фильма, но и сам является заядлым серфером. Что отчетливо подтверждается как в его премьерном проекте, так и в приключенческой документалке 2018 года «Прибой».
Хроника первых взлетов и падений серфера-первопроходца из СССР на глазах зрителей переплетается с водными достижениями самого Кокорева, его команды, а также идейного вдохновителя двух фильмов — Сергея Расшиваева. Он же тренер международной категории по серфингу и первый спортсмен, получивший спортивный разряд КМС по серфингу в России. Поэтому главная затея авторов: вдохновить публику на открытие собственных мечт. Реализовалась ли задумка создателей — в материале «Слово и Дело».
Партия сказала: в Олимпийских играх не числится — значит не спорт
Больше полувека назад капитану сборной МГУ по лыжам, мастеру спорта и сотруднику популярного в 1960-е годы новостного издания Николаю Попову подарили журнал о серфинге. Этот презент, привезенный коллегой из зарубежной командировки, перевернул мир обычного советского гражданина. Теперь каждый свой отпуск корреспондент грезил оказаться у водоема или надеялся очутиться на берегу Тихого океана во время рабочего визита в Калифорнию, мечтая об этом капиталистическом спорте. Но, как известно, серфинг — негласный синоним слова «свобода», а думать о какой-то там невразумительной свободе в Советском Союзе было запрещено. Вдобавок, по словам экранного главного редактора, если среди олимпийских видов серфинг не упоминается — значит не спорт. Поэтому только Крым, только работа, и призрачные размышления о «водных досках» в газетных заметках. Однако первую свою волну Николай все же ловит, и не где-нибудь за границей — а на побережье Крымского полуострова, куда он приехал, конечно же, по работе. Но и попутно ради испытания самодельного спота, изготовленного из куска пенопласта по меркам из американских журналов. На страницах этих «санкционных» изданий, к слову, он также отыскал технику и различные варианты катания на доске. Лишь спустя многочисленные журналистские заслуги перед руководством страны, а также несколько лет ожиданий и тестирования отечественных водоемов на высоту и качество гребней, он все же попадает в заветную обитель своих мечт. В начале 1970-х наш герой наконец получает разнарядку на освещение выставки в США, где полноценно осваивает технику и катается на популярных серфах с местными спортсменами. А далее — колонка в советском молодежном журнале, и все, культура отечественного серфинга запущена. Теперь сотни россиян, в числе которых Кокорев и Расшиваев, бережно несут эту историю из поколения в поколение. Отыскивают все новые и новые локации, покоряя новые волны с Запада на Восток.
У серфера есть только путь — и это «Путь за мечтой»
Будучи незнакомому с предыдущим «Прибоем» Кокорева, отсылки к которому все полтора часа мелькают на экране в виде старой пачки папирос или дорожной таблички с аналогичной надписью, зрителю по началу может быть непривычно от манеры сюжетного повествования. А если он забыл или не знает, что лента документальная и вовсе — все экранное время останется дожидаться раскрытия сюжетной завязки, возникшей в начале просмотра. Все потому, что первоначально переключение с 1966 года на «сейчас» воспринимается как красивый заход перед подробным рассказом о первооткрывателе мира серфинга для жителей СССР. И лишь к середине фильма публика понимает, что этого событийного развития не произойдет — впереди только параллельное повествование о новых вычеркнутых пунктах в графике достижений героев фильма. К слову, герои ленты сменяются так же часто, как и локации для серфинга. День за днем, год за годом каждый из участников «движения», дружного «братства» или даже «семьи» серфингистов покоряет новые водные просторы собственного государства, иностранных континентов, всего мира. Ведь, как вещает нам знакомый закадровый голос актера Владимира Еремина («Дитя человеческое»):
«Без новых мест, без открытий
—
это уже не серфинг».
Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Магадан, Камчатка, республика Дагестан, Курильские острова, Абхазия, США, Гавайи — это лишь малая часть локаций, подчинившихся жадным до путешествий серферам. Правда,
«возвращаться на старые, полюбившиеся места в разные сезоны — тоже круто»
. При этом, погодные условия и температура воды также мало важны — интересен сам факт «обуздания» волны. Будь то теплые воды Черного моря, леденящая Балтика, колоритный Каспий или дикое Охотское море — все равно. Лишь бы рядом были вечные спутники: доска, гидрокостюм и кофе. А в ожидании новой «катки» можно и снежные волны пробороздить на сноуборде, либо отработать навыки движения на скейте. Однако в этом бесконечном перечислении что-то есть — и это что-то захватывает. Особенно, когда общие планы с пейзажами сменяются крупными кадрами нахлынувших волн или деталями с расположением ступней на доске. Получается некий эффект реального присутствия в моменте: будто ты вместе с каждым серфером то взбираешься на гребни, то плавно скатываешься, зачерпывая рукой воду, то погружаешься с головой в морскую пучину. Честно — зрители с открытыми ртами наблюдают за этими божествами, которые не борются с бурлящей водной стихией, а возвышаются над нею или смело пролетают над спинками ее пенных «барашков». И в какой-то момент даже забываешь, что находишься в зимнем зрительном зале, а не с берега следишь за редкими неудачами бесстрашных «водоплавающих».
«Путь за мечтой» — это освежающая картина с завораживающими волнами и прекрасными видами. После нее не хочется ни плакать, ни смеяться, ни «сворачивать горы», ни меланхолично философствовать. Хочется просто жить и делать это со вкусом. И, конечно же, мечтать — также рьяно, как это делают герои этой пропитанной солнцем и солью, пахнущей нагретым океаническим песком и нордическими ветрами киноленты.
Вдобавок авторы
снимавшейся четыре года
ленты за 94 минуты умудряются влюбить практически каждого зрителя в серфинг и его культуру, а также аккуратно и предельно ясно донести ценности этого занятия, как ни сделал прежде ни один фильм о российском спорте.