Войти в почту

Даниил Коган открыл концертный цикл "Этого не было"

До 31 января в Московской консерватории проходит цикл концертов "Памяти" (именно так, во множественном числе), открывшийся в среду 25-го, - это проект творческого объединения "Притяжение", славного нестандартными программами на стыке искусств. Тема цикла "Этого не было" звучит интригующе, и о ней "РГ" поговорила с лидером "притяженцев", наследником музыкальных династий Коганов и Гилельсов скрипачом Даниилом Коганом.

Даниил Коган открыл концертный цикл "Этого не было"
© Российская Газета

Афиша конца января в этом году густа на фестивали: Крещенская неделя в Новой опере, Фестиваль биомеханики. Чем вы соблазняете меломана?

Даниил Коган: Мы не фестиваль. Фестиваль подразумевает большую тему, посвящение, регулярность. Мы не про это и пока одноразово - как творческое объединение "Притяжение", которое я называю "проектной конторой". Вместе с друзьями, молодыми солистами филармонии, три года назад мы решили делать что-то - как хотим. Все увлекались живописью, театром, литературой и представляли себе, как все можно синтезировать, сохраняя приоритет музыки.

Решили: раз уж всё делаем сами, нет ни покупающей нас, ни продюсерской организации, то это должна быть отдушина. Поэтому у нас нет никаких рамок, форматов и бизнес-планов. Мы просто делаем всё, как видим, а видим каждый год по-разному. Что касается дат - январь нам предложила консерватория, нас устроило. А отличаться от других не было задачи. Проще делать что-нибудь особенное, когда точно видишь, чего хочешь. А мы видим.

И в чем особенность взгляда?

Даниил Коган: Подход сравним с авторским кино, режиссер во все вникает. Нас касается презентация артистов, афиши, сценическая картинка, построение программы, как встречают зрителей и во что мы одеты.

Неужели все это взяли на себя музыканты?

Даниил Коган: Талантливых людей много и они голодны до творчества на хороших площадках. Мы встретили потрясающих сценографов, иллюстраторов, дизайнеров, фотографов, режиссеров.

Заявление об отсутствии концепции не отпугнет публику?

Даниил Коган: С концепцией можно копать вглубь, но она и ограничивает. Сегодня у нас цикл из четырех концертов, а завтра мы захотим съездить сыграть в Африку, поставить оперу, придумать комиксы, написать книгу. Мультфильм уже рисовали.

Будете делиться со слушателями идеями?

Даниил Коган: Наш третий концерт про "лучший оркестр в мире, которого не существовало". В городке где-то в Европе нет сцены, на которой он мог бы поместиться, и музыкантам пришлось играть только ансамблями. Мы выдумали эту историю, чтобы показать, с чем сталкивались великие антрепренеры, как Сол Юрок. Из работавших с ним музыкантов можно было составить лучший в мире оркестр, но сделать это было нереально. Чтобы представить проблему визуально, мы выстроили огромную раму для картины, в которую, буквально, друг на друга посадили музыкантов.

Что-то похожее делалось в некоторых постановках на Зальцбургском фестивале, в "Путешествии в Реймс" Микельетто в Большом театре…

Даниил Коган: … И у Джеймса Тьерре, правнука Чаплина, в "Симфонии майского жука". Картины-фотографии будем проецировать на стены консерватории, погружая в мифологию концерта. Мне надоело, что люди в театр стали не приходить, а забегать. Даже исполнители уже "забегают", а искусство немножко не про "забежать".

Да ведь это и есть концепция.

Даниил Коган: Скорее позиция. У объединения "Притяжение" нет цели поставить концерты на поток, мы просто видим смысл в том, что делаем. Нам нравятся красивые афиши и полусумасшедшие буклеты. Хундертвассер на вопрос "А почему вы ходите в разноцветных носках?" - удивился: "А почему вы ходите в одноцветных?" Может, в другой раз мы сделаем буклеты в форме античных свитков. Почему нет?

Да ведь и их делал в старом еще "Геликоне" Дмитрий Бертман…

Даниил Коган: У нас нет желания эпатировать, только выискать красоты. С коммерциализацией искусства людей приучили к тому, что "должны нравиться", но у меня нет желания конкурировать на этом рынке. Делаешь по-своему, и это выстреливает.

Получается такая дзен-история: если у тебя жесткие рамки, тебя легче сломать, но если ты текуч как вода… Расскажете о подробностях нынешних четырех концертов?

Даниил Коган: Цикл называется "Памяти". Но это не посвящения. Мы имели ввиду память во множественном числе и хотели создать проекцию мира наших героев. Первым "памятям" сказочника Шарля Перро соответствует название "Этого не было". На втором концерте 29 января мы играем забытую и найденную музыку, программа будет известна только зрителям. У третьего - семейная тема "памяти" великого импресарио Сола Юрока, возившего в Америку советских артистов, в том числе моего дедушку Леонида Когана. И завершат цикл 31 января "памяти" Солона - политик античности ввел в законы понятие завещания, и мы играем программу из музыкальных завещаний великих композиторов.

Как же удалось договориться, чтобы вас терпели?

Даниил Коган: Я просто прихожу и говорю, что будет так, либо никак. Есть пример фестиваля "Возвращение", который, надо признать, сформировал культурный код поколения. Они имели смелость делать то, что считают нужным, и это было профессионально и востребовано публикой. Еще долго на московской сцене их опыт будет иметь огромное влияние. И мы понимаем, почему делаем так, а не иначе.

Они про то, что так тоже можно?

Даниил Коган: Конечно. И мы хотим. С самого начала в "Притяжениях" пианисты Арсений Тарасевич-Николаев и Алексей Мельников, скрипач Леонид Железный. Сценограф Оля Галицкая с нами с самого начала, делает в этом году выставку. Ну вот она чудо. Будет возможность - приходите.

Справка "РГ"

Даниилу Когану в этом году исполняется 30 лет. Родился в Москве, внук прославленных скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс. Окончил Московскую консерваторию. Лауреат международных конкурсов имени Липиньского (Польша), им. Ямпольского (Москва) и им. Тибо (Франция). Много концертирует в Россиии, выступал в знаменитых концертных залах за рубежом, играл со многими российскими и зарубежными коллективами, среди которых оркестр под управлением Павла Когана, имени Светланова, "Новая Россия". Принимал участие в крупных музыкальных фестивалях в США, Таиланде, Франции, Италии и других странах. Играет на скрипке Пьетро Гварнери 1737 года.