Нехватка качественного и яркого контента: как полное госфинансирование поможет российскому подростковому и детскому кино
Последние несколько лет вся киноотрасль в России переживает не самые простые времена. Ситуация еще больше усложнилась, когда в прошлом году с нашего кинорынка ушли крупные голливудские компании. Поэтому полное государственное финансирование детского и юношеского кино оказалось как нельзя кстати. Как благодаря этой мере поддержки будет возможно возродить качественный отечественный контент для юного поколения, расскажет эксперт в области медиабизнеса, бывший гендиректор Sony Pictures Television в России, Восточной Европе и странах СНГ Елена Дубовченко.
В советское время детско-юношеское кино было выделено в отдельную область киноискусства. Главной целью являлось производство смыслов и формирование человека-созидателя.
Открывались специальные творческие объединения, например, «Союздетфильм» в 1936 году, который в 1948 году переименовался в киностудию имени Максима Горького. В 1960-х под руководством главного советского киносказочника Александра Птушко было создано творческое объединение «Юность», в которое вошли молодые режиссеры киностудии «Мосфильм». В 1970-х годах наступила эра кинофантастики, а также началась эпоха киножурнала Ералаш. Основной канвой оставалась героико-романтическая и приключенческая тема: «Чук и Гек» (1953), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Белое солнце пустыни» (1969). Кроме того, широко поднималась проблематика школы как сложнейшей сферы социальной жизни: «Доживем до понедельника» (1968) и «Чучело» (1983). А фильмы-сказки и мюзиклы — «Приключения Буратино» (1976), «Проданный смех» (1981), «Рыжий, честный, влюбленный» (1984) — дарили детям представление о настоящем соотношении ценностей.
Показательно, что советское кино для подрастающего поколения основывалось на произведениях лучших детских писателей и писателей-фантастов — таких, как Кир Булычев, Евгений Велтистов и Александр Беляев. Использовались большие производственные мощности, имеющиеся на тот момент в разных уголках страны: Одесская киностудия, Таллинфильм и Беларусьфильм выпустили немало картин для детей и юношества с яркой динамикой и захватывающими дух приключениями. Для музыкального оформления фильмов привлекались выдающиеся композиторы и музыканты своего времени от Исаака Дунаевского в 1930-х до группы Машина Времени в 1980-х. Кстати, детские музыкальные песни и темы Владимира Шаинского, Евгения Крылатова, Геннадия Гладкова, Алексея Рыбникова и Максима Дунаевского становились хитами и обрели счастливую жизнь за пределами кинолент.
Съемочный процесс в наше время
В девяностых и нулевых детское и юношеское кино и мультипликация оказались забыты, так как не вписывались в бизнес-модель новой эпохи. Кроме того, они не смогли выдержать конкуренцию с ворвавшимися в тот период на российские экраны американскими семейными комедиями такими, как «Один дома», «Парк Юрского периода», «101 Далматинец», «Доктор Дулиттл», а также мультипликационными шедеврами «Король Лев» или «Кошмар перед рождеством». Со временем детское игровое кино преобразовалось в семейное, а для мультипликации потребовалось десятилетие, чтобы начать свое возрождение с «Лунтика» и «Смешариков». В 2009 году вышел в прокат семейный фэнтези-фильм «Книга мастеров», который открыл новую главу для жанра волшебной русской сказки.
Жанр семейного фильма остается самым сложным в сценарном плане и очень дорогим в производстве, потому что в нем должны быть серьезные приключения, богатство выразительных средств и масштабные сценарии. По стоимости такое кино может быть на одном уровне с военной или исторической драмой. Кроме того, работа с юными актерами требует от режиссера-постановщика еще и педагогических навыков, чтобы раскрепостить творческие силы ребенка. Поэтому полное государственное финансирование открывает новую страницу в жизни детского и юношеского российского кино.
Феномен фильма «Чебурашка» в 2023 году
Традиционно пик посещаемости кино приходится на новогодние каникулы. Это связано с тем, что именно в эти дни люди особенно хотят погрузиться в праздничную атмосферу и ощутить чувство счастья и радости. И период с 22 декабря 2022 года по 13 января 2023 года не стал исключением. Российские кинотеатры зафиксировали увеличение посещаемости с 1,5 млн до 13 млн человек.
Рейтинг самых кассовых и ярких фильмов к началу 2023 года выглядит следующим образом:
1 место – «Чебурашка» (3,4 млрд руб.) 2 место – «Непослушник 2» (458 млн руб.) 3 место – «Иван Царевич и Серый волк 5» (411 млн руб.)
Успех фильма «Чебурашка» невозможно объяснить отсутствием в прокате сильных конкурентов. Например, детские приключенческие фильмы «Чук и Гек. Большое приключение», «Иван Царевич и Серый Волк 5» и «Непослушник 2» также ожидало прекрасное будущее в российском кинопрокате, если бы не одно НО.
Напомним, что советский мультфильм «Чебурашка» был создан в далеком 1969 году. Однако первый ремейк в жанре кукольного сериала был создан спустя сорок лет — в 2010 году в Японии, где Чебурашку очень любят и ласково зовут Чеби. Создатели новых серий максимально аутентично пересказали историю Чебурашки и Крокодила Гены. В российский прокат мультфильм вышел в 2013 году, но не имел большого успеха у нашего зрителя. Триумф нынешнего фильма «Чебурашка» связан с большим отложенным спросом на новые истории про любимых героев детства современных родителей. К тому же «Чебурашка» — сильный бренд, который является частью российской культуры. И то, что зрителю предложили альтернативную историю, имеющую отдаленное отношение к сюжету книги Эдуарда Успенского, оказалось весьма кстати: история получилась и простой, и сложной одновременно, а главное — понятной нынешнему поколению детей. Кроме того, помогло удачное вживление мультипликационного персонажа в игровой фильм, где «любитель апельсинов» живет среди нас. Большим достоинством картины является великолепная визуальная составляющая, которая так естественно соединяет сказочное пространство «страны апельсинов» и мир обычных людей в единое целое.
Современное российское кино: формула успеха
Залог успешного фильма прост — это понимание своей аудитории, ее настроений, а главное — ожиданий. Кассовый успех картины — это всегда джекпот, который не гарантирует даже самая громкая рекламная кампания. Никакая комбинация актеров не вытянет фильм, если история не отзывается в душе зрителя и не резонирует с его внутренним миром. Кроме того, большую роль играет и уровень фильмов-конкурентов. Неспроста Министерство культуры Российской Федерации уже много лет способствует тому, чтобы именно в новогодний прокат выходило максимум российских и минимум голливудских картин.
Прогноз эксперта
Появление российских киноновинок продолжится — уже весной мы увидим картины «На солнце, вдоль рядов кукурузы», «Вызов» и многие другие. Конечно, создать фильмы аналогичные Гарри Поттеру вряд ли удастся. В конце концов, Джоан Роулинг работала над созданием первой книги о Гарри Поттере целых шесть лет. Однако этого и не требуется, так как у нас есть свои герои русского классического фольклора, литературные персонажи, а также внушительный национальный культурный материал, который может стать основой не для одной киновселенной. Если говорить о полномасштабном выходе отечественных картин на наши экраны, то он будет лишь ближе к началу 2024 года, так как на производство фильма требует как минимум 1,5–2 года. Поэтому российскому кинематографу нужно только время, чтобы высказаться и вырваться вперед.