Как русский фильм про моржей стал номинантом на «Оскар»

Премьера фильма якутских режиссеров Максима и Евгении Арбугаевых «Выход» (Haulout) состоялась в феврале 2022 года, а сейчас о нем заговорили по всему миру — после того как Американская киноакадемия объявила номинантов на премию «Оскар».

Как русский фильм про моржей стал номинантом на «Оскар»
© Lenta.ru

Об этой награде втайне мечтает каждый, кто имеет отношение к кинематографу. Для Максима и Евгении номинация стала настоящим сюрпризом. Их лента далека от кассового кино, рассчитанного на массового зрителя. Она создана не развлечь, а привлечь внимание к проблеме глобального потепления — через реальную историю одной командировки сибирского биолога Максима Чакилева, который каждый год прилетает на мыс Сердце-Камень на северо-востоке Чукотского полуострова, почти у Берингова пролива, где находится огромное лежбище моржей. Почему киноакадемия удостоила внимания короткометражку малоизвестных якутских режиссеров и о чем рассказывает фильм — в материале «Ленты.ру».

Жизнь Максима Арбугаева и его сестры Евгении резко изменилась 24 января. В тот день брат и сестра из маленького якутского поселка Тикси узнали, что их короткометражку номинировали на «Оскар». Их радости не было предела — ни Максим, ни Евгения, ни тем более герой их фильма ученый Максим Чакилев, который смотрел церемонию вместе с ними, и мечтать о таком не могли. Тут же начали разрываться телефоны. Последние несколько дней фильм «Выход» — главная тема для разговора в творческой среде. От пристального внимания журналистов уже устали не только Арбугаевы, но даже скромный ученый Чакилев. «Любые интервью после "Оскара"», — пообещал он.

© Lenta.ru

Сейчас соцсети номинантов находятся в своего рода анабиозе, хотя до номинации Чакилев регулярно постил фотографии из командировок и писал о моржах. Обычно он живет и работает в чукотском городе Анадыре — там находится филиал ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии. К лежбищу моржей Чакилев отправляется каждую осень на два-три месяца. Цель командировки — отслеживание миграции моржей, наблюдение за сезонной динамикой, половозрастной структурой популяции, а также за факторами смертности во время лежбищ.

Это стадные животные, обычно они образуют группки по 10-20 особей и выплывают из моря, чтобы отдохнуть на пути к месту зимовки. Из-за глобального потепления летом в Чукотском море лед отсутствует полностью, поэтому моржи вынуждены выходить на берег.

Вес взрослого моржа достигает 85 килограммов. Места на берегу всем не хватает, в результате чего образуется давка, в которой погибают слабые особи и детеныши.

95 000 моржей находятся на берегу в начале фильма

Такую цифру называет Чакилев в начале фильма, когда открывает дверь своего деревянного домика и окидывает взглядом берег. Еще шесть тысяч моржей, по его словам, находятся в море. Для ученого-биолога это привычное зрелище, однако режиссера Максима Арбугаева оно потрясло до глубины души.

«Мне не забыть начала этого выхода, когда меня рано утром разбудили странные звуки. Я приоткрыл дверь и увидел тысячи моржей. Им явно не хватало места, многие гибли в давке», рассказал он в одном из интервью вскоре после премьеры ленты.

Окруженные моржами

Идея снять фильм о моржах посетила Арбугаевых случайно. Евгения Арбугаева — титулованный фотограф, лауреат престижных фотопремий, таких как ICP Infinity Award, Leica Oskar Barnack Award и Magnum Foundation Emergency Fund Grant, — делала фотопроект о быте чукчей и их охотничьих промыслах. Однажды они вместе с охотниками высадились на странный пляж. «Песок был темного цвета, полон костей и ужасно пах», — вспоминает Евгения. Этот пустынный пляж оказался бывшим лежбищем моржей. Там они с братом Максимом заметили маленькую избушку — тот самый деревянный домик, который появляется в фильме и в котором ученый-биолог Максим Чакилев на протяжении уже десяти лет наблюдает за моржами.

Красота этих животных и одновременно ужас их мучений из-за изменений климата настолько потрясли нас с Максимом, что мы решили показать эту историю средствами кино, Евгения Арбугаева.

Через год Евгения и Максим снова навестили Чакилева и приступили к съемкам. На протяжении трех месяцев они жили в крошечном деревянном домике на пляже в окружении моржей. Животные были сбиты настолько плотно, что иногда съемочная группа на могла выйти из хижины. Это усиливало клаустрофобию. Кроме того, не привыкших к жизни среди растерянных моржей брата и сестру мучил жуткий запах экскрементов и гниющей плоти. Звуки, которые издают моржи и которые так хорошо переданы в фильме, Евгения сравнивает со звуками наступления армии орков «Властелина колец». Шум был постоянный и мешал будущим номинантам премии «Оскар» спать.

Помимо моржей, которые как-то раз чуть не ворвались внутрь избушки на рассвете, вокруг было полно бурых медведей. Они не впадали в спячку из-за того, что было очень тепло. Арбугаевы и Чакилев везде ходили втроем. Им нужно было передвигаться максимально осторожно, потому что моржи пугаются любого звука — будь то медведь, стая птиц или даже еле различимый шум генератора. В панике испуганные моржи тут же бросаются к воде, вытаптывая все на своем пути. Чтобы этого не допустить, иногда даже приходилось выключать печку в хижине и согреваться от тепла тел моржей.

Но самым сложным в создании фильма для молодых режиссеров было видеть, как моржи погибают в давке прямо у них на глазах, признается Евгения Арбугаева в интервью для The New Yorker. Она рассказала, как однажды в их хижине застрял детеныш моржа. Он провел с людьми несколько дней, но найти его мать среди тысяч моржей так и не удалось. Им пришлось оставить его умирать в одиночестве.

В 2020 году Максим Чакилев зафиксировал около 600 погибших моржей. Это наибольшее количество смертей за все время, говорится в заключительных титрах фильма.

«Якутское кино дозрело и до "Оскара"»

Премьера фильма «Выход» прошла в феврале на 72-м Международном Берлинском кинофестивале в 2022 году. Для Евгении это был дебют в кино — раньше она занималась в основном фотографией. Максим окончил факультет документального кино во ВГИКе и уже зарекомендовал себя как автор роликов для National Geographic, хотя до этого был подающим надежды хоккеистом. «Я посвятил 15 лет профессиональному хоккею, пока не открыл в себе любовь к кинопроизводству. Тогда "Оскар" казался всего лишь детской мечтой, словно выиграть Кубок Стэнли для хоккеиста», — признается он.

По словам Арбугаева, «Выход» заметили после фестивалей Американского института кинематографии и International Documentary Awards. Там очень высоко оценили ленту. На «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм» отбирали более 930 членов киноакадемии.

«Сначала они определили 15 номинантов, а потом уже финальную пятерку. Я даже не знаю, как они голосуют, но это уже говорит об очень высоком признании нашей с сестрой совместной работы», говорит Арбугаев.

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков назвал включение фильма якутских режиссеров в число номинантов на «Оскар» событием, которое состоялось в, «казалось бы, неподходящее для этого время». «Якутское кино дозрело и до "Оскара"», — написал он в своем Telegram-канале. Министр заявил, что Евгения и Максим Арбугаевы достойны этой награды, и отметил, что жизнь на Чукотке сильнее любого кино, а «в талантливых руках — креативный продукт мирового уровня». Кроме того, Чекунков пообещал способствовать прокату «Выхода» во всех кинотеатрах России.

Но Арбугаевы не гонятся за признанием. В одном из интервью Максим Арбугаев признавался, что еще не получал отзывов на фильм ни от республиканских, ни от федеральных представителей власти. По его словам, они их особо и не ждут. Герой фильма — Максим Чакилев — картину видел и остался доволен. Более того, наконец-то у него появилась возможность показать близким, как он работает.

© Lenta.ru

Для молодых режиссеров главное — привлечь внимание к проблеме.

«Через 20-30 лет практически все истории, которые мы будем рассказывать, будут связаны с изменениями, происходящими на нашей планете. Это невозможно игнорировать, потому что это влияет на все, что мы делаем сейчас», отметила Евгения.
Мы делаем то, что нас тревожит, беспокоит. Возможно, через годы это увидят наши будущие поколения. Документальное кино летопись, архив, который дает понимание, как люди жили, как мир выглядел. Темы, которые мы сейчас поднимаем, в будущем отразят время, в котором мы живем, Максим Арбугаев.

Несмотря на то что фильм документальный, Арбугаевы подходили к постановке каждого кадра максимально дотошно. Снимали каждый день. Всего, по словам Евгении, было отснято 60 часов материала, но в фильм вошли только 25 минут. «Там практически каждый день — день сурка, когда герой постоянно делал одно и то же, поэтому у нас было много возможностей оттачивать кадры, ждать определенного света», — делится Евгения. Благодаря этому фильм получился мрачным и тяжелым. Его основная мысль будет понятна даже совсем не погруженному в проблемы глобального потепления зрителю — по выражению лица главного героя, по жутким звукам и натянутым, как струна, сценам.