Вы прибыли в пункт назначения. Добро пожаловать в Киберпанк!
Разбираем жанр киберпанк, а также возможный сценарий будущего в романе Ильи Техликиди "Антонов коллайдер"
Высокие здания, яркие вывески, полутемные помещения, люди на задворках общества и кибернетические импланты. Нет, это не фильм нуар, это киберпанк. Это поджанр, который с 1970-х начал медленно, но верно интегрироваться в различные формы медиа. Он черпает вдохновение в научной фантастике, но полностью отвергает утопическую идею будущего. Что же такое киберпанк?
Киберпанк — это поджанр научной фантастики, в котором передовые достижения науки и техники представлены в урбанистическом, антиутопическом будущем. С одной стороны, здесь есть могущественные мегакорпорации и частные силы безопасности, а с другой — темный и суровый преступный мир незаконной торговли, банд, наркотиков и порока. Между всем этим — политика, коррупция и социальные потрясения.
"Высокие технологии и низкий уровень жизнь" — это главные элементы киберпанка и самая упрощенная характеристика. Сюда также можно отнести антиавторитарность, неприятие брендов и техническую грамотность персонажей.
Что же такое киберпанк
Изначально киберпанк был литературным направлением, появившемся среди писателей-фантастов Новой волны. Но со временем влияние жанра расширялось, превратившись в полноценную субкультуру и охватив фильмы, живопись, моду, музыку, комиксы, компьютерные игры и философию. Сам термин "киберпанк" относится к одноименному рассказу американского писателя Брюса Бетке. Основателем жанра считается американо-канадский писатель-фантаст Уильям Гибсон. Но нельзя не упомянуть и о других романистах, которые сформировали жанр. Это Брюс Стерлинг, Пэт Кэдиган, Руди Рюкер, Джон Ширли и Льюис Шайнер.
Безусловно, до появления киберпанка было огромное количество произведений, в которых сильны свойственные жанру темы. Среди них "Человек без лица" и "Звезды — моя цель" Альфреда Бестера, "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" Филипа К. Дика, "Радуга тяготения" Томаса Пинчона, "На волне шока" Джона Браннера и "Истинные имена" Вернора Винджа.
Роман Филипа К. Дика больше известен под названием "Бегущий по лезвию". Он, а также книга Уильяма Гибсона "Нейромант" считаются каноническими киберпанк-произведениями, которые до сих пор влияют на жанр и субкультуру, а также выходят далеко за пределы литературы.
Главными героями в киберпанке, как правило, бывают аутсайдеры, изгои, преступники, провидцы, инакомыслящие и неудачники. Но основополагающим для них должна быть подрывная природа их характера. Подрывать устои и ниспровергать их, как в свое время сам жанр киберпанка ниспровергнул научную фантастику. Быть панком — значит подвергать сомнению авторитеты и активно ниспровергать любого из них. Эта основная задача главного героя проявляется в произведениях по-разному.
Уильям Гибсон говорил, что "будущее уже здесь. Оно просто еще не так широко распространено". В этом заключается раздвоенность главного постулата киберпанка — высокие технологии и низкий уровень жизни. Существующие на сегодняшний день достижения науки способны стереть социальное неравенство, которое приводит к конфликтам. Но у низших классов нет средств, чтобы их использовать. За счет этого разрыв между богатыми и бедными еще больше увеличивается, а доступ к технологиям остается только у элиты.
Брюс Стерлинг говорил: "Все, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком". И это тоже один из сюжетов киберпанка. Сегодня человек ставит опыты на животных, воздействуя на их мозг. Вопрос времени, когда подобное случится с человеком. И речь даже не о том, что подобные манипуляции будут проводиться насильственно. В будущем киберпанка люди сами готовы вживлять в мозг импланты и изменять с их помощью сознание и реальность.
Но на самом деле киберпанк — это не про будущее, а про сейчас. Многое из того, что было предсказано основателями жанра, уже есть в современном мире. К примеру, протезы, управляемые мозгом. Кстати, подобное протезирование — основа киберпанка. Корпорации все больше доминируют в глобальной политике и влияют на общество. Бедные по всему миру беднеют, а богатые богатеют. Кибермир сливается с реальным через Интернет вещей, социальные сети, мобильные технологии, виртуальную и дополненную реальность. Мы уже вступили в эпоху киберпанка. Добро пожаловать!
Тоталитарное государство в технологичных декорациях
В конце прошлого года в "Редакции Елены Шубиной" вышел дебютный роман Ильи Техликиди "Антонов коллайдер". Это как раз тот случай, когда во время чтения не покидает ощущение реальности происходящего. А для большей убедительности повествование романа предваряет цитата Виктора Пелевина:
"…в России реальность традиционно выглядит абсурднее любого вымысла, поэтому чем вымысел страннее, тем больше ему веры"
Действие романа происходит в середине XXI века в Российской НеоКоммунистической Республике, сокращенно РНКР. Большая часть знакомой нам страны перешла Китаю, а то, что от нее осталось, стало фактически сателлитом КНР. В Москве китайцев больше, чем людей всех остальных национальностей. Жители России — дешевая рабочая сила, которую нанимают на самую грязную и низкооплачиваемую работу. Все руководящие должности занимают азиаты. После большой Антизападной войны РНКР отрезана от остального мира. Теперь у нас закрытый интернет, государственное телевидение с пропагандой, VPN запрещен, а его использование строго карается законом. Попасть в свободный интернет можно, но только через специальные устройства, которые есть далеко не у всех. К тому же этот способ тоже запрещен законом.
Государство контролирует гаджеты граждан, а гаджеты, в свою очередь, передают своим владельцам исключительно тот контент, который одобрен правительством РНКР. Власть в стране принадлежит Великому Верховному Правителю, точнее, его AI-версии. Физическое тело прекратило свое существование в 2036 году. Единственные, кто сопротивляется такому положению дел, — банда Code_in, которую в народе называют "Кодеин". Официально это экстремистская группировка, сокращенно эксы. На их ликвидацию брошены все силовые структуры РНКР.
Главный герой романа — обычный парень Антон, который пытается как-то свести концы с концами. Поэтому он устроился работать data-курьером в мегакорпорацию Delta Industries, где на глаз Антона установили специальную линзу. Она хранила все данные, которые парень должен доставлять адресатам. Книга начинается с того, как Антон получает маршрут, аккуратно пролегающий по Кольцевой линии метро. Как тут не вспомнить колесо Сансары, из которого всем так хочется выбраться.
"Получив информацию на сетчатку, я инстинктивно выпучиваю глаза и издаю нервный смешок: сегодняшний маршрут в точности передает всю концепцию моей нынешней жизни — замкнутый круг, чертово колесо, призванное показать бесконечные горизонты собственного ничтожества во всей его красе. Двенадцать адресов, располагающихся на двенадцати станциях Кольцевой линии"
С первого же адресата с Антоном начинают происходить различные происшествия. Практически сразу появляется странное ощущение: ну не могут в один день случится все возможные неприятности. Где-то после середины книги начинаешь догадываться, что описываемые события, возможно, совсем не то, чем они кажутся.
По закону жанра Антон должен либо вырваться из своего "чертова колеса", либо сломать систему. С углублением в повествование сюжет все сильнее накручивается, вопросов появляется еще больше, но ответов на них нет. В какой-то момент я начала записывать все вопросы, которые возникли у меня к сюжету. Куда все-таки делась линза? Как Антон переместился в пространстве? Почему в один день на него свалилось такое количество странных адресатов, ведь раньше ничего подобного не случалось? И еще много других вопросов, повисших для меня в воздухе, пока читала книгу. Но Техликиди все расставил по местам в финале. Признаюсь, я предполагала что-то подобное. Только в моем воображении роман должен был закончиться совсем печально.
Если бы я читала эту книгу в какое-нибудь другое время, то сказала бы, что автор слил финал. Потому что именно финал выбивается из канонов киберпанка и перетекает в некую утопию, которую так презирают представители жанра. Но сейчас, когда реальность становится все более похожей на описанную в романе "Антонов коллайдер" Россию, очень хочется не тонуть в ужасах происходящего, а получить хотя бы чуточку надежды на лучшее. Какая часть из книги Техликиди ждет нас в будущем, покажет время. Но вместе с автором хочу верить, что "мы все когда-нибудь очнемся от этого наваждения и осознаем: все было лишь иллюзией".
Издательство: "Редакция Елены Шубиной"Количество страниц: 308Год: 2022
Что читать
Нил Стивенсон. "Лавина", fanzon
В реальной жизни Хиро — доставщик пиццы в Uncle Enzo's CosoNostra Pizza Inc. Но у него есть и другая жизнь. В Метавселенной он известный хакер и воин-самурай. Все мысли Хиро занимает компьютерный вирус, который поражает хакеров повсюду. Хиро мчится по освещенным неоновым светом улицам с важной миссией. Ему нужно найти и уничтожить темного виртуального злодея, который угрожает всему миру инфокалипсисом. "Лавина" — это причудливая и возмутительная прогулка по Америке будущего.
Татьяна Замировская. "Смерти.net", "Редакция Елены Шубиной"
Представьте себе мир без смерти. Нет, люди все так же умирают, но связь с ними сохраняется. И дело не в потусторонних силах и сверхъестественном. Просто изобрели интернет для мертвых. Начиная с совершеннолетия все люди сохраняют копию своего сознания вместе с воспоминаниями, примерно так, как ваш смартфон автоматически создает резервную копию, чтобы в случае непредвиденной ситуации все данные можно было восстановить. Главная героиня романа "Смерти.net" была активизирована в интернете для мертвых. По официальной версии, она погибла во время теракта. А потом выясняется, что все это ложь. Ее убил муж, нанеся ей ножевые ранения, ровно столько, сколько лет они прожили вместе. И теперь она пытается понять, почему он это сделал.
Уильям Гибсон. "Периферийные устройства", "Азбука"
Флинн живет в небольшом американском городке. Работы толком нет, поэтому она устроилась в местную 3D-типографию, где собирает разную продукцию. Она могла бы зарабатывать больше в онлайн-играх, но категорически против "стрелялок". У Флинн есть брат — Бертон. Он живет на пенсию по инвалидности, которая ему положена как ветерану морской пехоты. А еще он подрабатывает охранником в виртуальном мире. Бертон предложил сестре работать посменно и пообещал, что никаких "стрелялок" не будет. Но однажды во время своей смены Флинн становится свидетельницей преступления, совершенного в виртуальной реальности. И что-то ей подсказывает, что все это должно закончиться очень плохо.
Карл Ольсберг. "Мальчик в белой комнате", "Аркадия"
Пятнадцатилетний мальчик просыпается запертым в белой комнате в форме куба. В ней нет окон и дверей. Его окружает абсолютная тишина. У подростка нет никаких воспоминаний. Он не представляет, как туда попал. Но еще хуже, он понятия не имеет, кто он такой. Но есть Алиса, сгенерированный компьютерный голос, который отвечает на его вопросы. Через нее он может получить доступ в интернет. Постепенно мальчик выясняет фрагменты своей истории — попытку похищения, тяжелую травму, убийство. Но некоторые кусочки не сходятся. Как он может отличить, что реально, а что нет? Кому можно доверять? И кто он такой?
Марк Уве-Клинг. "Страна качества" и "Страна качества 2.0", fanzon
Добро пожаловать в Страну качества, лучшую страну на Земле. Здесь универсальная система ранжирования определяет социальные преимущества и возможности карьерного роста для каждого члена общества. Автоматизированная служба подбора партнеров знает, как подобрать вам пару, а также поможет расстаться, как ваши отношения зайдут в тупик. Надежные алгоритмы крупнейшей и самой успешной компании в мире, TheShop, знают, чего вы хотите, еще до того, как вы это захотите. И доставят к вашему порогу до того, как вы это закажете. Петер Безработный занимается утилизацией дефектных машин. Но он не может заставить себя уничтожить их, став тем самым невольным лидером банды роботов-неудачников. Однажды Петер получает из магазина товар и понимает, что тот ему совершенно не нужен. А вернуть его — значит доказать, что идеальный алгоритм магазина неверен, поставив под сомнение основы Страны качества.
Точи Онибучи. "Боевые девчонки", "Альпина. Дети"
В 2172 году изменение климата и ядерные катастрофы сделали большую часть Земли непригодной для жизни. Только счастливчики спаслись в космических колониях. В раздираемой Нигерии сражения ведутся с использованием летающих смертоносных роботов, а солдаты оснащены бионическими конечностями и искусственными органами, предназначенными для защиты организма от сурового климата и насыщенного радиацией пространства. В стране идет многолетняя гражданская война, и выживание становится единственным возможным образом жизни. Но две сестры не хотят мириться с таким положением дел. Им надоело насилие и политические волнения. Они мечтают о мире и надежде и пытаются реализовать свою мечту.
Райнер Векверт. "Гостволкер", "РОСМЭН"
В Гамбурге 2047 года сбор данных — это глобальный бизнес. Крупные компании используют для отправки сообщений так называемых призраков, которые обитают в виртуальном мире. Таким способом они пытаются избежать кражи данных. Один из таких ходоков — семнадцатилетний Джоанс. В реальном мире он еле-еле сводит концы с концами, но в сети Джоанс — легенда. Когда он борется за крупный заказ, ему на пятки наступает таинственная Блю. Но события складываются так, что соперникам приходится объединиться в борьбе против общего врага. Это увлекательный роман для подростков, который понравится и взрослым, увлеченным играми и виртуальными мирами.
Карл Ольсберг. "Зеркало", "Аркадия"
Как и цифровые зеркальные изображения, зеркала всегда знают, чего хотят, что чувствуют и в чем нуждаются их владельцы. Они тонко управляют поведением людей и дают им такое необходимое и приятное чувство комфорта. Однажды журналистка Фрейя замечает, что ее Зеркало ведет себя странно. Она задается вопросом, а какова сила этих устройств и на что именно они могут влиять. Затем она знакомится с Энди, страдающим аутизмом, и обнаруживает, что Зеркала все больше и больше вмешиваются в жизнь своих владельцев. В том числе против их воли. Фрейя решает обнародовать свои знания. Она еще не знает, к каким непредсказуемым последствиям приведет ее поступок.
Кен Лю. "Потаенная девушка", fanzon
Кен Лю — один из самых прославленных современных авторов короткой прозы. Это второй сборник его рассказов, который включает подборку научно-фантастических произведений, написанных за последние пять лет. В мире будущего нас ждут неуловимые межпространственные дзен-ассасины, стимпанковская дистопия после пандемии, тотальная криптография, блокчейн, постинтернет-троллинг, облачные искусственные интеллекты и неминуемая сингулярность.