Войти в почту

В Крыму отмечают столетие Леонида Гайдая

В Крыму отмечают столетие Леонида Гайдая. Легендарный режиссер родился 30 января 1923 года на Дальнем Востоке, в городке Свободном нынешней Амурской области, а в историю полуострова вошел тем, что снял здесь сразу семь своих фильмов — одни почти целиком, другие — эпизодами. Самый знаменитый из них — «Кавказская пленница», которая на самом деле никакая не кавказская, а крымская.

В Крыму отмечают столетие Леонида Гайдая
© Парламентская газета

Наталью Варлей держали в плену в Алуште

Для жителей города-курорта «Кавказская пленница» в буквальном смысле народное кино, замечает в своей книге «Кино-Крым: весь мир на ладони» Майкл Львовски. Дотошные краеведы подсчитали, что в массовках и эпизодах этой картины промелькнуло без малого 450 лиц и спин местных жителей.

Крымская экспедиция Гайдая длилась ровно три месяца — с 1 июня по 31 августа 1966 года. Основные съемки проходили в Алуште и окрестностях села Лучистое. Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Александр Демьяненко, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Наталья Варлей жили в не отличавшихся особой роскошью номерах пансионатов «Утес» и «Кристалл».

В историю, которую по кадрам изучили киноманы, вошли многие городские объекты. Так, например, Дом бракосочетания, где «не рассчитавший своих сил» Шурик пытался записать тост, — это на самом деле здание городской станции переливания крови. А настоящий алуштинский ЗАГС сыграл в фильме «роль» отделения милиции, куда спешил Шурик сообщить о похищении Нины. Погоню снимали на отрезках старого шоссе Алушта — Судак (Верхняя Кутузовка — Лаванда — Лучистое). Но, пожалуй, самое узнаваемое место съемок — старый грецкий орех под Демерджи, на котором сидел герой Юрия Никулина и метко бросал плоды в Шурика. Съемки этого эпизода проходили 14 июля 1966 года. Дерево очень старое — его возраст около шестисот лет, рассказал «Парламентской газете» краевед Иван Коваленко.

В нескольких метрах от Никулинского ореха находится большая глыба конгломерата, которую иногда выдают за «камень, на котором танцевала Варлей». Помните, как комсомолка и спортсменка Нина, прогуливаясь с Шуриком, делает легкий шажок на камень и начинает танцевать и петь знаменитую «Песенку о медведях»?

Однако на самом деле этот камень никакого отношения к «Кавказской пленнице» не имеет, доказал Коваленко. В фильме ясно видно, что актриса делает легкий прыжок на камень, высота которого не больше полуметра от поверхности земли, и танцует на уровне пояса Шурика. А камень, который ошибочно выдают за «тот самый», высотой метра два. Понятно, что хрупкая Варлей «взлететь» на него никак не могла.

«Настоящий «камень Варлей» находится примерно в ста метрах к северо-востоку от Никулинского ореха, среди огромных глыб конгломерата, и представляет собой плоскую глыбу высотой около полуметра. Площадка, где была установлена кинокамера, расположена в углублении — поэтому создается эффект, будто Нина танцует на довольно высоком камне, который в фильме по пояс Шурику», — объяснил краевед.

Феодосию переименовали в Южногорск

Тем не менее «лжекамень Варлей» тоже вошел в историю отечественного кинематографа, но в другой картине Гайдая. В фильме «Спортлото-82» герои Михаила Пуговкина и Михаила Кокшенова, разыскивая выигравший лотерейный билет, часто появляются в кадре рядом с этим камнем.

Уже давно нет ни той большой страны, ни той знаменитой лотереи — «Играйте, люди, в «Спортлото», за это не осудит вас никто» — зато никуда не делись и не денутся ни море, ни переполненные пляжи, ни южнобережные «курятники», которые предприимчивые крымские хозяйки до сих пор сдают на лето отдыхающим-дикарям. А как, например, глядя на нынешние ялтинские цены, не вспомнить: «Рубль — штучка! Три рубля — кучка! В кучке — три штучки!» И если знаменитое пуговкинское «от века я не отстаю, все время что-то достаю!» действительно потеряло в последние годы свою актуальность — так ведь, с другой стороны, и век за окном другой — двадцать первый.

На самом деле герои фильма ехали ни в какой не Южногорск, а в Феодосию. Именно на феодосийский вокзал прибыл их поезд, именно на феодосийском рынке орал Степан дурным голосом: «Кому апельсины, кому витамины!». Именно в Феодосии отдыхал Костя у своей тети в сарайчике с курочками. Точнее, фасад теткиного дома снимали в Феодосии, а двор — в уже упомянутом Лучистом.

Если Костя, Сан Саныч и Степан жили в Феодосии, то Таня и Павел отдыхали в лагере дикарей-автотуристов в поселке Новый Свет, на мысе Капчик. На самом деле, конечно, никакого лагеря автотуристов на Капчике быть не могло, потому что это заповедная территория, но у кино, как известно, свои законы. Там же, в Новом Свете, в Разбойничьей бухте, Сан Саныч загорал на катере в ожидании, пока Степа доставит ему вожделенный выигрышный билет «Спортлото». А в гальку герой Михаила Кокшенова закапывался на Царском пляже, облюбованном еще членами императорского дома. Ну и, наконец, турбаза «Орлиный приют», директором которой был Борислав Брондуков, — это биостанция у подножия Карадага в Курортном.

Январская вьюга звенела в Ялте

Первая крымская картина Леонида Гайдая «Деловые люди» вышла в прокат в 1961 году. Режиссер снял на полуострове две новеллы из этого фильма — «Дороги, которые мы выбираем» и «Вождь краснокожих». Съемки проходили в окрестностях Белогорска, на Белой скале, которая после этого стала своеобразной «крымской Америкой». Позже здесь снимались многие советские вестерны и комедии с индейцами и ковбоями, самые известные из которых — «Всадник без головы» и «Человек с бульвара Капуцинов».

Кстати — Память о «Кавказской пленнице» увековечена в Алуште на доме 1 по улице Ленина, где висит табличка с надписью: «В этом доме в 1966 году снимался фильм режиссера Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Рядом стоит стол, на который облокотился Балбес — Юрий Никулин. А в Лучистом открыли целый «Гайдай-парк» с фотозонами, где можно сфотографироваться с героями кинокартин режиссера. — В честь Леонида Гайдая назван астероид, открытый ученым Крымской астрофизической обсерватории Николаем Черных.

Не обошел Леонид Гайдай своим вниманием и Ялту. Напоминанием об этом на городской набережной «сидит» Михаил Пуговкин в образе кинорежиссера Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В курортной столице Советского Союза Гайдай снял всего один — но зато какой! — эпизод картины: исполнение Натальей Селезневой (на самом деле за нее пела Нина Бродская) песни «Звенит январская вьюга».

Вообще, Михаил Пуговкин — один из любимых актеров Гайдая. Режиссер снимал его в шести картинах подряд — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Не может быть!», «За спичками», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Спортлото-82».

Также в Ялте Гайдай снял рыбалку из «Бриллиантовой руки» — «Клев будет, это я беру на себя! Клевать будет так, что клиент забудет обо всем на свете!» И сцену из своей версии «Двенадцати стульев», в которой все тот же Михаил Пуговкин в роли отца Федора рубит стулья из гарнитура генеральши Поповой.

Ну и, наконец, последним крымским фильмом мэтра стал «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», эпизоды которого снимались в Симеизе, на шоссе в районе Ласпи, в автомобильном туннеле у Фороса, в Массандровском дворце и на Ай-Петри.