"Архивные записи обязательно нужно публиковать"
"Мелодия" выложила альбом Альфии Авзаловой в стриминги
Фирма "Мелодия" выложила на цифровые площадки записи Альфии Авзаловой и ансамбля "Казан утлары" 1973 года. С гордостью можем сказать, что произошло это с подачи "Реального времени". Наша интернет-газета 2 года назад обратилась в компанию с вопросами о переиздании архивных записей, в результате история получила продолжение. Этот сборник, надеемся, станет лишь ласточкой в деле возвращения татарской музыки слушателю.
"Аудитория медленно, но растет"
Фирма "Мелодия", долгие годы — монополист в области звукозаписиси, а сейчас — обладатель огромного архива, в котором отразилась вся история советского искусства и множества народов. В нем немало и песен татарской эстрады — Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова, Рашид Вагапов, Флера Сулейманова, Зухра Сахабиева, Венера Ганиева и так далее.
— Сегодня "Мелодия" активно занимается оцифровкой и реставрацией своей фонотеки, — говорит сотрудник цифрового отдела "Мелодии" Дмитрий Масляков. — Подготовить к изданию альбом — это большой труд редактора и звукорежиссера в режиме реального времени. Несмотря на развитие цифровых технологий, прослушивание, реставрацию, подготовку сопроводительных данных невозможно ускорить и автоматизировать. Все это делается буквально руками и ушами. Помимо переиздания очевидно востребованной во всем мире русской, в широком смысле, советской академической музыки, "Мелодия" уделяет внимание и малоизвестным эстрадным и фольклорным записям народов пространства бывшего СССР. Наверное, не столько внимания, сколько хотелось бы представителям этих народов и культур.
Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/24687598'>Альфия Авзалова и ансамбль "Казан утлары"</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/4159479'>Элфия Авзалова</a> на Яндекс Музыке
— По сравнению с записями звезд "всесоюзного" масштаба или записями классической музыки, которая не нуждается в объяснении, ведь Моцарта или Чайковского слушают во всем мире, записи представителей уникальных, небольших культур менее востребованы, — отмечает PR-директор Карина Абрамян. — Наверное, это несправедливо, но объективно. Однако мы видим, что они имеют свою постоянную аудиторию, которая со временем, хотя и медленно, но растет.
— Архивные записи обязательно нужно реставрировать, публиковать и рассказывать об этих записях, — резюмируют в редакции. — В этом мы видим свою миссию — донести до слушателей всего мира записи уникальных культур. Ведь это делает нас, человечество, богаче и дает надежду на победу гуманизма.
От "Дос-Мукасан" до "Верасы"
Масляков указывает, что уже сейчас опубликованы в цифровом пространстве записи туркменского ансамбля "Гунеш", казахского ансамбля "Дос-Мукасан" и певицы Розы Рыбмаевой, узбекского ансамбля "Ялла", уйгурского ансамбля "Яшлик", азербайджанского ансамбля "Севиль", ансамбля казахских корейцев "Чен-Чун", грузинских ансамблей "Орера" и "Иверия", якутского певца Кола Бельды, латвийской группы "Зодиак", литовского композитора Гедрюса Купрявичуса, азербайджанского певца Муслима Магомаева, белорусских ансамблей "Верасы" и "Песняры", армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, а также многих других музыкантов. Отметим, что нынешняя "Мелодия" уже издавала татарскую музыку — это вышедшая в 2011 году "Антология народной музыки. Песни волжских татар" с записями 1964—1981 годов: Габдулла Рахимкулов, Масгут Имашев, Гульсум Сулейманова и другие.
Запись Авзаловой — это шесть песен: "Яшь гомер", "Әниемә", "Сагыну", "Идел буе каеннары", "Иркәм" и "Ник соңладың". Отметим, что в архивах "Мелодии" есть еще несколько сборников певицы, к тому же и фонд Альфии Авзаловой сейчас прилагает все усилия, чтобы ее наследие стало доступным в интернете. Всего же по нашему запросу "Мелодия" представила список из 500 композиций, датируемых 1950—1980 годами, сделанных на студиях рекорд-монополиста СССР.