От юмора до кринжа: как Леонид Гайдай стал главным советским киносатириком

30 января исполняется 100 лет со дня рождения режиссера и сценариста Леонида Гайдая — автора самых популярных комедий 1960-х и 1970-х годов. Кинокритик Александр Шпагин в комментарии для «Слово и Дело» рассказал о главных художественных приемах в картинах Гайдая и объяснил, почему никто не смог повторить его успех в сатире.

От юмора до кринжа: как Леонид Гайдай стал главным советским киносатириком
© Слово и Дело

Сегодня празднуется 100-летие великого советского режиссера Леонида Гайдая. Его фильмы «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть» навсегда вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Известность режиссеру принесли короткометражные ленты «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики». В них впервые появились такие легендарные персонажи, как Трус, Бывалый и Балбес в исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина. Впоследствии без них не обходились и другие картины режиссера. Однако сквозные комедийные персонажи — не единственный сатирический прием Леонида Гайдая. Кинокритик Александр Шпагин в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, в чем Гайдай черпал вдохновение, и почему его фильмы — это яркое отражение эпохи.

Он ничего не изобрел

Леонид Гайдай — великий сатирик и рассказчик. Однако никаких новых приемов в кинематографе он не изобрел — просто взял на вооружение все методы американского немого кино. Одним из первых их сформулировал Мак Сеннет, который, кстати, привел в кинематограф Чарли Чаплина. А потом, в 30-40-е годы XX века, комическое переросло в полноценную эксцентрическую комедию. По уровню комического жанр был близок к гротескной клоунаде. «Этот жанр комического в кино строился на эксцентрических трюках, на движении. Леонид Гайдай соединил это с замечательным словесным рядом. Он соединил приемы американского коммерческого кино с прекрасными диалогами, репликами. Гайдай и сам говорил, что просто возродил эти традиции», — объясняет кинокритик. Гайдай оказался, что называется, в нужное время и в нужном месте. Он внимательнейшим образом изучал зарождающиеся кинематографические движения во Франции. В 1950-е и 1960-е годы французы возрождали эксцентрическую комедию, и таких «гайдаев» там было очень много. «"Бриллиантовая рука" и вовсе возникла как вариация на тему "Разини" с Бурвилем и Луи де Фюнесом. "Разиня" в нашем прокате произвел на него колоссальное впечатление. Гайдай постоянно смотрел все эксцентрические комедии в "Госфильмофонде" и записывал, внимал. Не воровал трюки, а брал общую художественную составляющую», — отмечает критик.

Юмор на грани

Многие считают, что фильм «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая и вовсе стал последним по-настоящему смешным фильмом отечественного кинематографа. В 1970-х в воздухе начали витать печальные, трагикомические настроения, и режиссеры активно показывали их в своих произведениях. Это стало отражением и политического, и экономического контекста внутри страны. Для Гайдая это время также стало переломным периодом. Александр Шпагин отмечает, что в «Иване Васильевиче» Гайдай попрощался со своим стилем. У него не получилось сделать такое же блестящее кино, как «Бриллиантовая рука» или «Операция "Ы"». В 1980-х, когда Гайдай снял «Спортлото-82», многое из того, что раньше казалось смешным, перестало таким быть. Зрители скорее сочувствовали жуликам, а положительные персонажи вызывали отвращение. Смеяться хотелось не особо. Пришло время для Рязанова и Данелии, а шутки Гайдая ушли в прошлое. «Последующие фильмы у Гайдая получались кринжовыми. Он никак не мог найти подход к реальности. Он оказался истинным шестидесятником, но за это, в общем-то, мы его и любим», — отмечает критик.

Драматический режиссер

Наконец, не многие сегодня помнят прекрасную драматическую работу Гайдая — фильм «Деловые люди» по рассказам О. Генри. Александр Шпагин отмечает, что из всех экранизаций О. Генри только Гайдаю удалось передать не только юмор, но и трагизм, подавленность и печаль его произведений. В «Деловых людях» он как режиссер почувствовал, что не нужно делать ставку на смешное — разве что в качестве иллюстрации некой бесовщины. В итоге получилась невероятно стильная картина, ничем не уступающая американскому кино. «Сколько бы я потом ни видел экранизаций О. Генри, эта лучшая. Все подсвечивали комедийное начало, а тут — стопроцентно точное попадание в стиль, метафизику О. Генри. Это еще раз говорит о том, насколько высокого класса это был режиссер, Гайдай», — отмечает критик. Ранее мы рассказывали, сможет ли короткометражный фильм якутских режиссеров «Выход» получить «Оскар» в 2023 году.