Искусственный интеллект атрибутировал картину Рафаэля
Исследователи из Ноттингемского и Брэдфордского университетов использовали технологию распознавания лиц, чтобы идентифицировать автора картины, известной как «Тондо де Бреси». Автором полотна с большой вероятностью был именно Рафаэль. Об авторстве «Тондо де Бреси» исследователи спорили несколько десятилетий, ряд искусствоведов считали это полотно предшественником «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.
Ученые разработали систему распознавания лиц, которая может идентифицировать паттерны на изображениях и видео с гораздо более высоким уровнем точности, чем человеческий глаз. В ходе эксперимента была выявлена схожесть лица Мадонны с младенцем на картине «Тондо де Бреси» и «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Анализ цифровых изображений и сравнение фигур в обеих работах показали, что черты лица мадонн похожи на 97%, а черты лица ребенка — на 86%.
Насколько точны такие системы? Комментирует основатель и директор по развитию компании «Промобот» Олег Кивокурцев:
Олег Кивокурцев основатель и директор по развитию компании «Промобот» «Системы искусственного интеллекта и распознавания лиц сегодня используются очень активно, и в некоторых случаях точность составляет свыше 90%, а иногда и 95%-97% в зависимости от освещенности. Но самым главным параметром точности искусственного интеллекта является дата-сет, то есть объем данных, на котором обучалась нейронная сеть. Благодаря тому, что в системах опознавания лиц обычных людей используются огромные объемы данных, состоящие из нескольких миллионов фотографий, точность высокая. В то же время в искусстве на первый взгляд высокой точности достичь не получается ввиду того, что у разных авторов за всю жизнь могут быть всего лишь сотни и тысячи работ. Это означает, что полноценно нейронную сеть для высокой точности обучить не получится, и будет высокая степень погрешности. Тем не менее какие-то стилистические особенности ввиду прочих изображений на картинах, которые характеризуют стиль художника, применить можно, но со стопроцентной вероятностью утверждать, что та или иная картина была написана тем или иным автором, очень тяжело, даже с 80-процентной точностью тяжело. И дело не в том, что технология нейронных сетей какая-то несовершенная, дело в том, что для ее эффективности необходимо тренировать базу данных, а для этого нужны десятки и сотни тысяч изображений, чем их больше, тем точность выше».
Технология, о которой рассказали британские ученые, интересная. Она может принести новые открытия, но, с другой стороны, даст и возможности для новых манипуляций на рынке, когда произведения, которые до этого не атрибутировали как написанные известными авторами, теперь будут атрибутироваться, вызывать жаркие споры и надежды у продавцов, которые хотят заработать как можно больше на продаже такой работы, говорит директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:
Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «В принципе искусственный интеллект, применяемый для определения авторства картин, имеет право существовать, но мы понимаем, что ценность любой картины — это символическая стоимость, не имеющая физического значения. Она основана на договоренности людей, которые подтверждают, согласны с этим или нет, поэтому это всего лишь еще один из инструментов для манипулирования рынком и для экспертного поля, которое может поднять дискуссию или подтвердить это, или опровергнуть, или поставить под знаком вопроса для дальнейших исследований. Мне кажется, это действительно интересная технология, которая, возможно, принесет какие-то новые открытия, но принесет и новые манипуляции на рынке».
Бизнесмен и коллекционер произведений искусства Джордж Лестер Уинворд купил «Тондо де Бреси» в 1981 году. Исследование этой картины насчитывает три с половиной десятилетия. Впервые авторство картины идентифицировал как «возможный Рафаэль» Харриет Оуэн Хьюз в начале 2000-х.