Войти в почту

Дорога в вечность. О картине Сергея Дебижева "Святой Архипелаг".

Кстати, сам Сергей Дебижев не ожидал такого пристального внимания к своему детищу: - Не устаю удивляться феноменальному успеху нашей картины, - говорит режиссер. - Где бы мы ее ни показывали — везде полные залы, что для современного кинематографа дело уникальное. Не говоря о том, что наше кино документальное, хоть и очень художественное. Режиссер убежден: - Ведь именно документальное кино пытается разобраться в том, что есть жизнь и человек в ней... А игровое, которым я тоже занимался, – больше развлекательное. Там все зависит не от тебя, а от продюсеров. А с нашим "Архипелагом" началось все на ММКФ, что, надеюсь, открыло новый этап в российском кинематографе. Хотя я сам отношусь к кинематографу очень подозрительно, считаю, что ничего хорошего нашей цивилизации он не принес... Это агрессивное явление стало в каком-то смысле могильщиком всех остальных видов искусства. Тем не менее, это прекрасный инструмент обращения к людям, чем мы и воспользовались. ММКФ-2022. Сергей Дебижев в центре. Фото: zeitnotinfo.ru В чем тогда отличие вашей картины от остальных? Отличие в том, что мы пытаемся обращаться не к инстинктам человека, а напрямую к его душе и сердцу. И получаем обратную связь. Как возникла идея фильма? Она зрела у меня лет двадцать. Поймите, наши люди, как ни странно, совсем не знакомы со страной, где они живут. Даже плохо представляют ее границы. А ведь у нас есть духовные центры, на которых вращаются все остальные шестеренки. Этакие мощные энергетические узлы, где творится история. Они держат страну в целости. И их надо знать, беречь, понимать... И важно эти темы продвигать на самом высоком уровне. Почему выбрали именно Соловки? В России одним из таких мест является Соловецкий монастырь. Это одна из самых северных и строгих обителей с 600-летней историей. Мне думалось, что рассказать о ней по-настоящему важно. Ведь сегодня изображение становится приоритетным. Молодые люди нынче не читают, а смотрят. А ведь еще Аристотель говорил, что цель искусства — вызвать катарсис. Изменишься ты — и мир вокруг, возможно, изменится тоже. Вы сами почувствовали такое изменение после Соловков? Безусловно. Соловки перековывают человека. Он невольно преображается. Становится другим. Но с праздными туристическими целями туда лучше не ездить. Тем более что дорога очень трудная. Ведь монастыри — это духовное путешествие. Паломничество в полном смысле слова. Довольны музыкой, которую написал к фильму Бутусов? Более чем. Бутусов оказался больше того, чем был раньше. Сейчас он занимается симфонической и духовной музыкой. Надеюсь, что мы продолжим с ним работать и дальше. Фото: sibir-doc.ru У вас в картине монахи и послушники высказывают глубокие философские суждения. Трудно поверить, что это без сценария... Но у нас не было жесткого сценария и текстов. Я считаю, что если внимательно смотреть на жизнь — она сама подскажет нужное. Просто надо было отдать себя на волю Божью... Сначала, правда, мы пытались ситуацию выстроить под себя, но стало понятно, что не получится... Что не мы, кинематографисты, управляем ситуацией, а она нами. Но мы много проговаривали, обсуждали. Рассуждения наших собеседников были глубоки и серьезны. Я просто пытался получить пространные ответы, и они были даны. Наши собеседники-монахи — удивительные люди. У них видение мира четко уложено, концепция проста и глубока одновременно. У вас в картине монахи и послушники весьма жизнерадостные, трудолюбивые, да и просто красивые люди... У нас сложилось ложное представление о монастырской жизни как о тихой, спокойной, углубленной... Мол, монахи — это не совсем люди. На самом деле, они порой более живые, чем обычные светские. И веселятся, и шалят, но и не сидят без дела. Всегда чем-то заняты. Монастырская жизнь только кажется медленной и монотонной — но братия все делает четко и быстро... Мы начинали снимать два года назад во время пандемии. Прилетели на маленьком самолетике из Архангельска. И при нас монахи сделали прорубь буквально за полчаса... Так слаженно действовали. И стали нам примером во всем. В картине немало сцен именно церковной службы… даже показ пострижения в монахи, что само по себе уже невероятно... Да, нам это разрешили, что удивительно... Ведь чужие там не ходят... Церковные службы вообще — это святое. Это суть и смысл существования монастыря, который напоминает нам о вечности. Она там есть и ты в ней находишься. Забываешь о внешнем мире. Но ты не один. Понимаешь, что есть Божий план в отношении тебя. И провидение. И это живая энергия, формирующая реальность. Поэтому я бы не советовал ехать туда с туристическими целями. Это серьезное духовное путешествие в вечность. И к нему надо быть готовым.

Дорога в вечность. О картине Сергея Дебижева "Святой Архипелаг".
© Ревизор.ru