Войти в почту

100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Вспоминаем знаковые фильмы культового режиссера

Сегодня, 30 января, исполняется 100 лет со дня рождения легендарного режиссера, чьи комедии стали визитной карточкой советского кинематографа — Леонида Гайдая.

100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Вспоминаем знаковые фильмы культового режиссера
© Eva.ru

От альманахов до злой сатиры — все фильмы Леонида Гайдая хочется пересматривать снова и снова. Сегодня исполняется ровно 100 лет со дня рождения гениального режиссера и главного комедиографа Советского Союза. Сложно вообразить хоть один праздник без его комедий, но и вне суеты выходных дней творения Гайдая настоящая вневременная классика. В честь знаменательной даты, вспоминаем лучшие фильмы мастера гротеска и эксцентрики, возродившего традиции немой комедии и научившего наших бабушек/дедушек, родителей, нас самих и наших детей смеяться над собой.

Жених с того света (СССР, 1958 год)

Тот случай, когда бумаги в бюрократическом обществе оказываются важнее человека. Уже в начале своего карьерного пути Гайдай смело высмеивал недостатки советского общества. Высмеивать-то высмеивал, но вот картину его с полного метра сократили до короткометражки. Резали нещадно, но выпустили. По сюжету, глава КУКУ (Кустовое Управление Курортными Учреждениями) Семён Данилович Петухов уезжает на три дня к своей невесте. Вернувшись на работу, герой узнаёт, что его считают мёртвым и уже собрались хоронить. Виной всему карманник, стащивший у Петухова документы и попавший под колеса автомобиля. Вернувшийся герой в недоумении. Казалось бы, чего проще просто явиться на работу и показать всем, что жив. Но нет. Как типичный бюрократ, он решает документально подтвердить то, что не умер. В фильме сыграли Сергей Филиппов, Фаина Раневская и Евгений Моргунов.

Пёс Барбос и необычный кросс (СССР, 1961 год)

Короткометражная комедия стала для Леонида Иовича неким символом, новым поворотом в карьере. Сформировались две главные черты его картин — сатирическая короткометражка и образование троицы Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Сюжет прост: трое неудачливых браконьеров решают использовать при ловле рыбы не удочки, а взрывчатку. Но пес Барбос, как порядочная и воспитанная собака, послушно приносит преступникам «палку», за которую принимает горящую динамитную шашку. Теперь нарушителям приходится спасаться самим.

Деловые люди (СССР, 1963 год)

Тот случай, когда два талантливых сатирика подарили миру шедевр. Сборник короткометражек «Деловые люди» представляет собой три новеллы, основанные на рассказах американского классика О. Генри. Первая история, не типичная для Леонида Иовича мрачная трагедия — посвящена бандитам, которые скрываются с добычей, но теряют одну лошадь. Вторая повествует о горе-преступнике, который хочет ограбить дом, но неожиданно сталкивается с хозяином и понимает, что у них совершенно одинаковые проблемы. А в третьей новелле парочка мошенников крадет ребёнка, чтобы получить за него выкуп, но вскоре выясняется, что мальчишка — настоящий монстр.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика (СССР, 1965 год)

После грандиозного успеха «Деловых людей» Гайдай решился снять ещё один альманах короткометражных историй, но уже на современную тему. В центре сюжета студент Шурик, попадающий в различные удивительные истории. За основу режиссер взял сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского «Несерьёзные истории» о студенте по имени Владик. Так зародилось сотрудничество, которое подарит миру не одну шикарную комедию. Впрочем, в первом совместном опыте работы, Леонид Иович почти до неузнаваемости изменил изначальный сюжет и переименовал Владика в Шурика, чтоб не приведи Господь, цензура не увидела намека на Владимира Ильича.

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (СССР, 1967 год)

И снова в центре сюжета Шурик, но теперь вместо Лиды рядом с ним другая комсомолка, спортсменка и просто красавица — Нина. Режиссер задумал эту картину еще до выхода «Операции «Ы», намереваясь снять несколько новелл о Шурике. Однако в процессе осознал — персонаж себя исчерпал. Так на свет появился полный метр, в котором автор виртуозно совместил актуальную сатиру и знакомых героев с приёмами классической немой комедии в стиле Чарли Чаплина и Бастера Китона. Лента имела ошеломляющий успех и стала одной из самых популярных картин Гайдая.

Бриллиантовая рука (СССР, 1969 год)

И снова пародия на советское общество. И снова тандем сценаристов — Яков Костюковский и Морис Слободский. В те годы газеты кешили заголовками о контрабандистах. Так почему бы не снять об этом кино, решид Гайдай и создал «Бриллиантовую руку». Уже во время работы над фильмом Леонида Иовича атаковали чиновники, ругающие то образ Нонны Мордюковой, то требующие показать кропотливый труд милиционеров, то еще что-нибудь. В итоге режиссер схитрил и добавил в финал ядерный взрыв. Этот момент так возмутил руководство, что потребовали вырезать только его. Да уж, не просто было Гайдаю творить в условиях жесткой цензуры. Но тем ярче и ценнее его фильмы. Эту картину называют переломной, радикальной и самой успешной работой Гайдая. Именно в ней режиссер решил отказаться от формата коротких юмористических новелл, сатиры и гэгов. Вместо этого в компании все тех же Слободского и Костюковского Леонид Иович сочинил настоящий авантюрный детектив с погонями, секретами, путешествиями, явками и паролями.

12 стульев (СССР, 1971 год)

В мире насчитывается более десятка экранизаций книги «12 стульев» Ильфа и Петрова. Но версия Гайдая считается одной из самых удачных. Режиссер хотел снять фильм по классическому произведению еще во время работы над «Кавказской пленницей», но как назло именно тогда другой советский режиссер Михаил Швейцер выпускал на экраны своего «Золотого телёнка». Леониду Иовичу пришлось отложить свой проект на несколько лет. Лента ознаменовала разрыв Гайдая с тандемом Слободской-Костюковский и положила начало сотрудничеству режиссера с новым соавтором-оператором Сергеем Полуяновым, с которым он будет работать больше десяти лет. Конечно, этот скромный список картин Гайдая непростительно мал и на счету режиссера есть еще множество фильмов, заслуживающих внимания. Здесь и «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «За спичками», «Спортлото-82», «Частный детектив, или операция «Кооперация»» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»… Каждая картина Леонида Иовича — шедевр, который будут пересматривать снова и снова еще многие поколения киноманов.