Пушкин в музыке. Концертные исполнения опер в Театре Наталии Сац.
Концертные исполнения вызваны тем, что Большая сцена до сих пор на реконструкции, и руководство театра использует буквально каждый уголок оставшегося пространства, чтобы там организовать что-нибудь творческое. Так, в прошлом сезоне появился, а в этом продолжился проект RE-Конструкция , состоящий из музыкальных редкостей. Он адресован "наслушанным" меломанам, охотно приходящим на показы раритетных произведений классической и современной музыки. А в этом сезоне в театре возник цикл "Пушкин в музыке", и открылся он самой, пожалуй, любимой и популярной во всем мире оперой – "Евгением Онегиным". На ее премьере присутствовала и сказала вступительные слова легендарная Роксана Николаевна Сац. На сцене-помосте, установленной в верхнем фойе театра, – минимум декораций (вернее сказать, совсем никаких, кроме деревянной белой скамьи справа и черной металлической лестницы слева). Режиссер Дмитрий Дьяченко объяснил зрителям в начале спектакля: это потому, что театр создал концертное исполнение "Онегина" буквально "из того, что было". В работу над проектом включились все цеха, и "из подбора" появились выбранные художником Натальей Чабаненко соответствующие эпохе костюмы и даже какой-то минимальный, но очень милый реквизит вроде круглого столика, за которым Татьяна пишет письмо Онегину. Таким образом, действо стало уже не просто концертным исполнением, а исполнением театрализованным, которое поставил Валерий Меркулов. Для него, больше 30 лет работающего в Театре имени Наталии Сац, это не первое обращение к знаменитой опере: был спектакль на Малой сцене, который потом "переехал" на Большую и шел довольно долго. И огромная любовь постановщика к материалу чувствуется здесь в той нежности и аккуратности, с которой он режиссирует: уважительно и живо, в русле традиции и с изрядной долей юмора. Мизансцены разведены согласно академической традиции музыкальных театров, где главное – интересы певцов и музыки, а не режиссерских идей. Поэтому "Онегин" в Сац вышел классическим: Татьяна (Ольга Бутенко и Наталья Ловягина) застенчива и обворожительна, Ольга (Мария Чудовская и Анна Холмовская) весела и прелестна, старшая Ларина (Татьяна Ханенко и Алена Романова) – хозяйственна и кокетлива, Онегин (Илья Варанкин и Денис Болдов) самовлюблен и красив, Ленский (Сергей Петрищев и Максим Дорофеев) – пылок и влюблен, месье Трике (Вячеслав Леонтьев и Максим Усачев, который здесь выступил еще и как ассистент режиссера и балетмейстер) карикатурно комичен, а Гремин (Георгий Сологуб и Владислав Дорожкин) убелен сединами и трогателен в своей любви. Оба состава (автору этих строк посчастливилось услышать их все на генеральной репетиции и потом на премьере) показали себя очень достойно. Было видно, какая огромная работа проделана солистами, артистами хора (хормейстер Дмитрий Брашовян) и оркестром под руководством музыкального руководителя и дирижера Константина Хватынца, как все отрепетировано, выучено и исполнено чисто, с вдохновением. Театр проделал огромную работу над грандиозной партитурой. Театр пока не объявил дат следующих показов, но очень хочется надеяться, что они будут, и зритель снова увидит плоды совместного труда всей команды. Ведь опера Чайковского – это идеальное "попадание" в целевую аудиторию театра, соответствие его прямой миссии –знакомить публику с вершинами мировой культуры и влюблять в них. Поэтому появление и всего цикла "Пушкин в музыка", и "Евгения Онегина" в репертуаре театра можно отнести к самым мудрым, своевременным и дальновидным решениям художественного руководителя театра Георгия Исаакяна. Тем более, что нет никаких сомнений в том, что "полуспектакль" этот будет востребован публикой: известнейшее название, классическое прочтение и очень достойное исполнение обеспечат "Онегину" в Театре Наталии Сац постоянное и такое же горячее, как на премьере, внимание публики.