80 лет назад родился классик белорусского кино Михаил Пташук
Восемьдесят лет назад, 28 января 1943 года, в деревне Федюки Ляховичского района Брестской области родился известный белорусский кинорежиссер Михаил Николаевич Пташук, снявший такие известные картины, как "Время выбрало нас", "Возьму твою боль", "Черный замок Ольшанский", "Знак беды", "В августе 44-го…".
Он появился на свет в суровое время гитлеровской оккупации, непростым выдалось и послевоенное детство. Когда Мише было три года, умер отец, и мальчика воспитывала мать Мария Семеновна. В школу будущий режиссер пошел в родных Федюках, среднее образование получал уже в железнодорожной школе в Барановичах. Детские впечатления остались с Пташуком на всю жизнь. По его словам, "в каждом фильме, снятом по произведениям белорусских писателей, есть частица меня самого, моей матери, соседей - людей, среди которых я вырос… Не надо было ничего придумывать. Все герои двигались по моему федюковскому дому. Я знаю, что стоит в кухне, что висит на стене в большой комнате, чем накрыт стол, как протекает жизнь человека днем, вечером, каково состояние дома в разное время суток. Это все моя эмоциональная память. И чем дальше живешь, тем она сильнее срабатывает".
Дорога к кинематографической славе оказалась непрямой - поступление в театрально-художественный институт в Минске состоялось, но учеба не задалась, вторая попытка оказалась удачнее. С 1962 года Пташук увлеченно учился на режиссерском факультете московского Щукинского училища в мастерской его маститого ректора Бориса Захавы. По окончании училища Михаил Николаевич три года шлифовал профессию театрального режиссера в московском театре "Ромэн", в театрах Казани и Симферополя. А затем верх взяла любовь к кино, определившая всю его дальнейшую жизнь и известность. В 1972-м Пташук окончил Высшие режиссерские курсы при Госкино СССР, там его педагогом был уже знаменитый тогда Георгий Данелия.
В 1973 году 30-летний дебютант снял свой первый увидевший прокат фильм. Детская картина Одесской киностудии "Про Витю, Машу и морскую пехоту" была любопытна тем, что в роли одного из десантников снялся тогдашний студент Александр Абдулов. Фильм полюбился зрителям и глянулся руководству "Беларусьфильма". С 1974 года Пташук работал на родине и уверенно заявил о себе как о зрелом мастере. Телефильм о Великой Отечественной "Время выбрало нас" получил премию Ленинского комсомола, широкую киноаудиторию получили три фильма Михаила Николаевича восьмидесятых годов, основанные на произведениях видных белорусских писателей, - "Возьму твою боль" по Ивану Шамякину, "Черный замок Ольшанский" по Владимиру Короткевичу, "Знак беды" по Василю Быкову.
Не потерялся опытный мастер и в лихие для киноискусства девяностые годы. Именно в конце этого десятилетия Пташук снял самый памятный свой фильм. "В августе 44-го" стал не просто одним из лучших проектов "Беларусьфильма" в независимой Беларуси. Картину, в которой видна и твердая режиссерская рука, и яркие актерские работы Евгения Миронова, Владислава Галкина, Алексея Петренко, можно назвать одним из самых успешных фильмов о войне в советском и постсоветском кинематографе.
Кино получилось плодом белорусско-российской кинокооперации. Михаил Николаевич в одном из интервью об этом рассказывал так: "Такой фильм одна страна поднять не смогла бы. С полным правом можно сказать, что лента совместная - Беларуси и России. Наша республика вложила примерно 30 процентов, остальное - продюсеры и Госкино России. Нам помогало Министерство обороны Беларуси - в крупных массовках занята армия. Паровозы, двухосные вагоны 40-х собирали по всей стране".
Зритель картину оценил высоко, и снятая Пташуком история о поисках на западе Беларуси в августе 1944 года, сразу после освобождения, опытных гитлеровских диверсантов получила немало продолжений. Как и в случае с фильмом Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", когда до сей поры в сериалах послевоенную Москву наводняет немыслимое количество банд типа "Черной кошки", так и вслед за картиной Пташука потянулись сериальные страсти об орудующих под Гродно диверсантах военной поры.
Всего этого вполне могло и не быть - фильм снимался по произведению Владимира Богомолова "Момент истины". Писатель обладал крайне непростым характером и привык жестко отстаивать перед деятелями кино видение своих сочинений. В середине семидесятых годов усилиями Богомолова уже была сорвана экранизация "Момента истины", снимавшаяся известным литовским режиссером Витаутасом Жалакявичюсом. И Пташуком писатель был крайне недоволен, но в условиях коммерческого кинопроизводства сорвать выпуск картины ему не дали, позволив лишь снять свою фамилию как автора сценария.
"В августе 44-го" высоко оценил среди прочих зрителей и известный голливудский продюсер и режиссер Роджер Корман, умевший проторить путь в Америку многим знаменитым талантам, в числе которых Феллини, Бергман, Трюффо и Куросава. Со своей голливудской колокольни он удивился тому, что белорусский режиссер своими фильмами, на его взгляд, оказался родоначальником представления военной темы так, как это позже получится у Стивена Спилберга. Корман специально приехал в Минск и долго уговаривал Михаила Николаевича заняться одним из голливудских проектов.
В каждом фильме, снятом по произведениям белорусских писателей, есть частица меня...
Удалось ли бы замечательному белорусскому режиссеру пробиться в Голливуде, мы, к сожалению, не узнаем никогда. 26 апреля 2002 года Пташук трагически погиб в Москве. Водитель машины, в которой он ехал на вручение кинематографической премии "Ника" за "В августе 44-го", выехал на встречную полосу… В Беларуси о Михаиле Николаевиче сохраняют добрую память. На родном доме в Федюках есть мемориальная доска, а в райцентре Ляховичи - улица Михаила Пташука.