Главный музыкальный просветитель Ростова-на-Дону. К юбилею композитора Михаила Гнесина
"Семья Гнесиных приехала в Ростов-на-Дону с Украины в середине XIX века. Его отец, Фабиан Осипович Гнесин, был казенным раввином (звание, присваиваемое по получении высшего еврейского религиозного образования — прим. ТАСС). Эта должность позволяла ему участвовать во многих городских мероприятиях. Он открыл комиссионные магазины для бедняков — в них не было наценки, открывал школы-синагоги для малообеспеченных детей, чтобы они могли получать образование. В общем, был активным человеком в культурной жизни города. Михаил Гнесин воспитывался в многодетной семье в окружении из четырех братьев и пяти сестер. Он рос в религиозной семье и всегда так или иначе соприкасался с культурной средой, слышал музыку в синагоге", — рассказывает музыковед, преподаватель Ростовской государственной консерватории имени Сергея Рахманинова Галина Сычева. Она — автор множества научных статей о творчестве композитора, ее кандидатская диссертация тоже посвящена Гнесину.
Как вспоминал в своих дневниках Михаил Гнесин, его отец, хотя и не был музыкантом, мечтал о том, чтобы его дети открыли бесплатные музыкальные школы, в которых музыкальное образование было бы доступным для всех. "Я полагаю, что жажда общественной деятельности в области искусства унаследована мной от отца", — писал он. Его старшие сестры Елена, Евгения и Мария в начале февраля 1895 года открыли в Москве Училище сестер Гнесиных, которое позже стало вузом — Российской академией музыки имени Гнесиных.
Учителя Гнесина
"Михаил Гнесин жил в Ростове с родителями и младшим братом. Его сестры были намного старше и оказали большое влияние на будущего композитора с точки зрения музыкального образования", — поделилась Галина Сычева, когда мы беседовали с ней в одном из кабинетов Ростовской консерватории.
Именно Евгения, Елена и Мария открыли для маленького Миши музыку Бетховена, Моцарта, Шумана, Шопена и других великих авторов европейской классической и романтической музыки.
Эта же любовь объединяла Михаила и с младшим братом Григорием: "Когда мы с младшим братом бывали у Штримеров (друзья Гнесиных — прим. ТАСС) <…> мы были там главными действующими лицами. Нас ставили на стол, и мы дуэтами исполняли синагогальные песнопения, с преуморительной постановкой голосов и артикуляцией, заимствованной у синагогальных певчих <…> Я всегда пел второй голос — так как мне принадлежала "аранжировка" на два голоса четырехголосных сочинений", — делится Гнесин в своих дневниках.
Первым учителем Михаила был кантор местной синагоги и автор духовной синагогальной музыки Элеазар Герович, часто бывавший в их доме. В своих воспоминаниях Гнесин пишет: "Я отлично помню, что, когда я "дирижировал" хором из кеглей в четырехлетнем возрасте и пел при этом за хористов, я мечтал уже об управлении подлинным хором. Я не только подражал герою моих тогдашних дум, синагогальному кантору и композитору Элеазару. Я сам жил в музыке и знал, что буду в ней жить".
Когда мальчик подрос, он поступил в реальное училище, занимался в хоре и оркестре. Учителем был Оскар Оскарович Фритче, просвещенный и талантливый педагог петербургской школы, незадолго до этого поселившийся в Ростове-на-Дону и организовавший здесь музыкальные классы — музыкальных школ в традиционном понимании в городе тогда не было. Гнесин считал своего педагога самым просвещенным в городе, у него мальчик изучал не только игру на инструменте, но историю и теорию музыки, эстетику и историю искусства. Уже скоро он стал помогать своему учителю в классах теории и сольфеджио. В это время появились его первые музыкальные произведения: он сочинил несколько романсов и обработал грузинскую народную песню.
"Когда он занимался у Фритче, тот посоветовал Гнесину попробовать прослушаться в Московской консерватории. Михаил так и сделал, но опыт был неудачным, его сочинения никого не заинтересовали, и он вернулся в Ростов. Уже после он поехал учиться в Петербургскую консерваторию, это была вторая попытка", — рассказывает Сычева. Все это время фоном нашего разговора из учебных классов доносятся гаммы и разные музыкальные произведения.
Вторая попытка оказалась удачной — не без помощи Фритче. Анатолий Дроздов в книге "Михаил Гнесин" пишет, что Фритче нашел возможность показать сочинения своего ученика композитору Анатолию Лядову, на которого они произвели сильное впечатление. Лядов настоятельно рекомендовал начинающему автору ехать в Петербург. Осенью 1901 года Михаил удачно сдал экзамены и поступил в Петербургскую консерваторию. Первый год Гнесин обучался у Лядова. "Лядов был адъюнктом (младшая ученая должность в некоторых научных учреждениях дореволюционной России — прим. ТАСС) Николая Римского-Корсакова и в эти годы вел на 1-м курсе занятия по специальной гармонии в классе композиции. Позже к нему перешли и занятия по контрапункту и фуге", — говорит Галина Сычева.
За Римским-Корсаковым
Николай Римский-Корсаков, один из самых крупных композиторов и педагогов России конца XIX и начала XX века, стал главным наставником в жизни Гнесина.
"Он как преподаватель оказал колоссальное влияние на культуру, потому что воспитал многих музыкантов, которые потом воспитали следующее поколение. Мало того, Римский-Корсаков считал, что музыкальное образование должно быть повсеместным, и вообще, тема музыкального просвещения сквозила через его труды. Гнесин воспринял эту идею, и все, что он делал, будь то музыкальные сочинения, концерты, которые он вел, публичные лекции или многочисленные статьи и заметки в прессе не только в Ростове, но и во всех городах, где он жил, было посвящено этому. Он всячески пытался популяризовать музыку, это была миссия его жизни. Он был просветитель по своей сути", — делится Галина Сычева.
После учебы в Петербурге Гнесин в 1910 году вернулся в Ростов-на-Дону, хотя у него была возможность продолжить карьеру за границей, преподаватели консерватории и видные музыканты того времени считали его талантливым. Но Михаил Гнесин, возможно, уже тогда выбрал путь просветителя, эту деятельность в провинции он называл делом своей жизни: "Я ехал с полнотой осознания, что поступаю так, как нужно поступить; что начинается период по-настоящему самостоятельной жизни, жизни не только композитора".
Отправляясь в Ростов-на-Дону, композитор не знал, чем конкретно будет заниматься, но "основные очертания в плане предстоящей деятельности уже прочувствовались: лекции об искусстве, беседы, устройство концертов с пояснениями, открытие бесплатных музыкальных школ в память Римского-Корсакова, обучение детей и взрослых, занятия в рабочих кружках".
Строитель музыкальной жизни
"Возвратившись в Ростов, у перрона он купил газету, в которой прочитал, что в городе планируют провести праздник древонасаждения. Гнесин тут же направился в городскую управу, где как раз шло собрание на эту тему. Он решил поучаствовать в этом самым активным образом. Его идея была в том, чтобы привлечь школы, всевозможные рабочие коллективы, чтобы они организовали шествие — с раскрашенными телегами, музыкой, оркестром. Потом эту идею применяли на первомайских демонстрациях, — рассказывает музыковед. — Идею Гнесин почерпнул из эпохи Античности, которой был очень увлечен в тот период, — праздники древонасаждения, связанные с Дионисом. Эта мысль градоначальникам понравилась, и они смогли ее успешно за короткие сроки реализовать. В память об этом празднике у нас осталась та самая студенческая роща, которая растет вокруг Донского государственного технического университета".
Культурная жизнь Москвы и Петербурга стала своего рода моделью, образцом, по которому просветители провинции старались двигать музыкальную жизнь городов России, пишет Сычева в одной из своих научных работ. Не был исключением и Гнесин. Одним из главных его просветительских проектов было открытие бесплатных музыкальных школ в память о Римском-Корсакове — школ, где любой желающий вне зависимости от социального положения мог получить начальные музыкальные знания и навыки игры на музыкальных инструментах.
"У Гнесина всегда была идея открыть бесплатную музыкальную школу. Он с ней пришел в городскую управу сначала в 1910 году. Тогда ее не поддержали, даже не заинтересовались. И только в 1920 году, когда он возглавил одно из отделений Донского отдела народного образования в Ростове, удалось открыть три бесплатные музыкальные школы. Эти школы были открыты в том числе благодаря участию одного из горожан, музыканта-любителя, который собирал и ремонтировал музыкальные инструменты. Всю коллекцию своих инструментов он дарил одной из тех школ. По сей день в Ростове есть одна школа из открытых тогда Михаилом Гнесиным. Это школа в Нахичевани, сегодня она носит его имя", — пояснила Галина Сычева.
Кроме того, композитор много выступал с просветительскими лекциями, печатался в газетах "Ростовская речь" и "Приазовский край", писал заметки о событиях культурной жизни и рассказывал об известных музыкантах и деятелях культуры прошлого и настоящего.
Была у него и еще одна идея. В 1916 году Гнесин, заручившись поддержкой ряда музыкантов, открыл Музыкальную библиотеку имени Н.А. Римского-Корсакова. Это было как сообщество единомышленников, объединенных идеей развития культурной жизни в городе, так и нотная библиотека. На первых порах она размещалась на квартире самого Гнесина, затем город выделил отдельное помещение.
"Композитор пожертвовал библиотеке часть своих нот. Также там были книги и рукописи известных музыкантов, его современников, которые их Гнесину дарили. Скорее всего, библиотека была утрачена во время войны, найти ее следы пока не удалось", — добавила Галина Сычева.
После Гнесина
"Это не просто какая-то музыкальная школа, — отмечает Галина Сычева, рассказывая о музыкальной школе, которую Гнесин открыл в Ростове-на-Дону. — В ней работали или были ее воспитанниками многие известные ростовские композиторы: Владимир Захаров, Алексей Артамонов, Тихон Сотников, Георгий Балаев, Гаянэ Чеботарян, Владимир Дружинин, Петр Геккер, Галина Гонтаренко, а также известный джазовый музыкант, первый профессор джаза Ким Назаретов".
Воспитанниками музыкальной школы имени Михаила Гнесина также были Михаил Саямов — в будущем известный педагог, пианист, проректор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, пианистка Элла Милейковская, заведовавшая фортепианным отделением Ростовского училища искусств, впоследствии ректор Российской академии музыки им. Гнесиных, и многие другие талантливые музыканты, составившие сегодня славу города как в России, так и за рубежом. Многие из них сегодня являются профессорами и преподавателями Ростовской консерватории: Галина Гонтаренко, Галина Тараева, Александр Рукин, Александра Крылова, София Бугаян, Алексей Красноскулов.
Много было его учеников и последователей и в республиках СССР. Один из них — Арам Хачатурян, автор балета "Спартак", "Танца с саблями", музыки к драме Лермонтова "Маскарад". "Национальные композиторские школы, которые существуют, — это отчасти тоже наследие Гнесина. Именно он воспитал композиторов, которые потом стали активно развивать в республиках музыкальную культуру", — отметила Галина Сычева.
Студенты, говорит ученая, считали лекции Гнесина очень интересными и захватывающими. Он был очень эрудированный, обладал широким кругозором, хорошо знал литературу, разные направления искусства, ему самому было это интересно. Говорили также, что у него было прекрасное чувство юмора, веселые и умные глаза. "Но он не был простаком. Он хорошо ориентировался в происходящем, в хорошем смысле был хитер, потому что в то время нужно было быть в каких-то ситуациях хитрым, чтобы просто выжить", — пояснила Сычева.
Когда в 1921 году композитор вынужденно покидал Ростов-на-Дону, ученики писали ему: "Дорогой учитель! Позвольте принести вам нашу горячую благодарность за то, что вы все время стремились привить нам гармонический вкус и любовь к красивым гармониям, за то, что вы научили нас понимать и боготворить музыку <…> Вы умели оживлять алгебру гармонией, вы превращали сухие правила музыкальной науки в ароматный, цветущий сад, и казенные стены консерваторского класса в сказочный дворец; ваши глубоко интересные лекции никогда не забудутся нами"; "Учащиеся консерватории приносят вам свою глубокую благодарность за заботливое, отеческое попечение, неоднократно проявлявшееся вами по отношению к каждому из нас. Большое спасибо вам также за то, что вы, в годину исхалтуривания искусства и музыкальной жизни страны, доставляли нам возможность слушать по-прежнему хорошую музыку на концертах Музыкальной библиотеки им. Н.А. Римского-Корсакова, возникавших и вдохновлявшихся вами".
Как пояснила Галина Сычева, в 1921 году он уехал из Ростова-на-Дону из-за деятельности "черносортенцев" — организации, преследовавшей евреев. Они так или иначе пытались оказывать давление на деятельность Гнесина в городе. "И сам Гнесин понимал, что ему нужен новый этап. Далее он около года прожил в Палестине, изучал еврейский фольклор, затем перебрался к сестрам в Москву, где вел открытые бесплатные лекции о теории, истории музыки, написал учебник по композиции".
Сейчас в Ростове-на-Дону работают 24 музыкальные школы, не считая множества частных творческих студий, Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, Училище искусств, Государственный музыкальный театр, более десяти драматических театров и творческих мастерских, Государственная филармония. Все это можно считать своеобразным творческим наследием Михаила Гнесина, его учеников и последователей.
Алина Шишова