Может ли ангел стать человеком: культовый фильм Вима Вендерса
Это одна из самых красивых картин немецкого режиссера, рассказанная новаторским киноязыком, которую кинокритики назвали поэтическим признанием в любви к человечеству. Картина, рассказывающая о прекрасных ангелах, которые спустились на Землю и стали жить среди людей, произвела фурор в европейском кинематографе и стала по-настоящему культовой. За эту работу режиссер Вим Вендерс получил множество наград и номинаций, среди которых призы за “Лучшую режиссуру” Каннского кинофестиваля и Европейской киноакадемии. По сюжету фильма двое длинноволосых ангелов, Дамиэль и Кассиэль, спускаются в мир людей, чтобы понаблюдать за жизнью простых смертных. Они ходят по городу, сидят на крышах небоскрёбов, заглядывают в души простых людей и слушают их мысли. Они видят много боли и много счастья, но не в силах вмешаться в ход событий. Они, бессмертные небесные создания, лишены земных радостей и трагедий, а обречены на вечную жизнь без физических ощущений и чувств. Но однажды Дамиэль влюбляется в акробатку цирка Марион. Ради нее он решает отречься от мира бессмертных, чтобы испытать неведомую ему земную любовь… «Небо над Берлином» – это глубоко человечная и проникновенная притча, в которой поднимается множество общефилософских вопросов, исследуются темы любви, вечности, одиночества. Сам Вендерс посвятил эту работу «всем бывшим ангелам, но особенно Ясудзиро, Франсуа и Андрею», имея в виду всемирно известных режиссеров – Ясудзиро Одзу, Франсуа Трюффо и Андрея Тарковского, которые вдохновили немецкого автора на создание этой картины. В то же время картина является фильмом-посвящением городу. Вендерс, ребенок послевоенной Германии, выросший на американской культуре, снял «Небо над Берлином» после длительного отсутствия на родине, прожив 8 лет в США. Для режиссера, потерявшего в эмиграции связь с родным языком и неожиданно почувствовавшему тоску по родине, это было возвращение к собственной идентичности. Именно поэтому Берлин в фильме – один из полноправных героев, что возвращает Вендерса к традиции авангардного кинематографа, в фокусе которого ставится мегаполис. Режиссер уделяет внимание каждому отдельному жителю: фокусируясь на случайных прохожих, он раскрывает историю и мысли каждого персонажа. С помощью такого приема Вендерс возвращает жизнь и человеческую индивидуальность в обезличенный город. По словам режиссера, фильм был сделан без сценария, примерно так, как пишут поэмы. Он был построен на инстинкте и не имел сюжета. Оператором картины выступил легендарный Анри Алекан – живой классик французского киноискусства, который снял такие шедевры, как «Красавица и чудовище» и «Римские каникулы». На момент съемок фильма Алекану было почти 80 лет. При работе над картиной у Алекана была задача воссоздать тот особый магический свет, которым было наполнено кино поэтического реализма 40-х. Этого удалось добиться в том числе благодаря специальному фильтру, который Анри Алекан соорудил из чулка своей бабушки. В фильме именем Алекана назван цирк, в котором Дамиэль встречает Марион. «Небо над Берлином» – это картина, пронизанная человечностью. История, показанная глазами ангела Дамиэля – это прежде всего исследование, что значит быть человеком. Мир людей в фильме – это пространство цвета и эмоций. Мир ангелов, наоборот, показан черно-белым: они не видят красок, не чувствуют вкусов и запахов, не могут влиять на события, оставаясь, подобно камере, лишь фиксаторами истории, сторонними наблюдателями. Однако у Вендерса это принимает неожиданный поворот. Решение ангела Дамиэля отказаться от вечности и стать человеком становится настоящим комплиментом человеческому существованию. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: Картина начинается со знаменитой фразы: ”Когда ребенок был ребенком, это было время вопросов. Почему я — это я? И почему я — это не ты? Почему я здесь? почему не там? Когда началось время и где кончается пространство? Может, наша жизнь под солнцем — это всего лишь сон?” Первая половина фильма снята в черно-белом цвете, потому что ангелы видят лишь различные оттенки серого. А после того, как Дамиэль спускается на Землю, фильм становится цветным. Одновременно с этим меняется и речь главного героя — с высокого ангельского языка она становится обычной человеческой речью; В картине снялся популярный американский актер Питер Фальк, известный во всем мире по роли капитана Коломбо из одноименного сериала; Также в картине принял участие культовый музыкант Ник Кейв вместе со своей группой Nick Cave & The Bad Seeds; В 1993 году Вим Вендерс снял продолжение фильма, названное “Так далеко, так близко” или “Небо над Берлином-2”; В 1998 году в Голливуде сняли римейк картины под названием “Город ангелов”, главные роли в котором сыграли Николас Кейдж и Мэг Райан. Фото: пресс-служба.