Михаил Пришвин – 150 лет со дня рождения
«С удивлением заметил в себе “твердые” убеждения и немного испугался, спрашивая себя самого: что это, старость или склероз? Мне всегда казалось, что убеждения имеют только старики и сумасшедшие, а нормальные люди, если, бывает, и носят какие-то “убеждения”, то их очень таят, как уединенное отхожее место». 4 февраля 2023 – 150 лет со дня рождения писателя Михаила Пришвина (1873-1954), автора знакомой чуть ли не всем советским детям «Кладовой солнца» и едва ли знакомых, к сожалению, всем постсоветским взрослым «Дневников».
«Когда сам сидишь неподвижно, повертывая баранку, и в то же время пожираешь пространство, мысль исчезает. И даже на другой день не можешь вернуться к себе. Выход из поглупления один: передать руль шоферу, а самому сесть назад и не смотреть на дорогу. Так мы все в обществе разделяемся и свое внутреннее само-управление, облегчаясь, передаем на сторону. И так все дальше и дальше уходим от себя и отдаемся во власть (бога, царя и т. п.). В результате такого движения образуется авторитет, поглощающий личность, и то, что было личностью, распадается на фанатиков и лишних людей». (3 июня 1950) «Нравственная пустыня объяла человечество, и так начало иногда по ночам представляться, что, может быть, и не раз в истории нашей планеты такая страшная пустыня подбиралась к душе человека и что, может быть, когда-то очень давно, в незапамятные времена на земле не было ни животных, ни растений, а жил только человек в полном единстве себя самого и во множестве лиц, как и теперь. И вот тогда, как и теперь, подошла к душе великого единого человека пустыня еще более страшная, чем теперь, и в душе чистого единого человека начался панический страх. Тогда от ужаса кто-то запищал и сразу же обратился в суслика, кто-то залаял и побежал шакалом, кто-то прыгнул и полетел птичкой или зайцем побежал, и кто-то в безумье остановился и остался на месте расти деревом, и так возникла природа в распаде единого человека». (13 июля 1950) На тексты из поэмы Пришвина «Фацелия» 25-летней Софией Губайдулиной был написан вокальный цикл для сопрано и оркестра – с этого сочинения 1956 года начинается губайдулинский каталог. «Мотив, которым я руководствовалась, включив в свой каталог написанное еще в студенческие годы сочинение, скорее внешний: “Фацелия” – первая моя работа, исполненная в публичном концерте (1957, Москва, сопрано Тамара Петрова, дирижер Эмин Хачатурян. – «МО»), прозвучавшая по радио и опубликованная. И, как бы то ни было, я привязана к этому циклу, потому что он содержит в эскизе идеи, которые я развивала в дальнейшем. Эта работа очень наивна, а данное свойство имеет для меня позитивное значение. В русском языке слово “наивность” очень близко к слову “наитие” – утреннее, интуитивное видение. И в этом смысле стихи Пришвина действительно наивны. Они полны света, прозрачности и любви ко всему живому». (София Губайдулина в беседе с итальянским музыковедом Энцо Рестаньо; цитата из книги о Губайдулиной музыковеда Валентины Холоповой; М.: «Композитор», 1996) «Уже в самых первых произведениях Губайдулиной поражает удивительная цельность ее творческого лица – свидетельствующая о своеобразном внутреннем мире и непреклонной художнической воле. Проделанная ею стилистическая эволюция экспрессивно заострила ее музыку, но нисколько не изменила ее характера. Сопоставляя два вокальных цикла – Фацелия и Рубайят, разделенные двумя десятилетиями, мы в обоих случаях видим одни и те же достоинства: тонкость вокальной интонации при простоте и некоторой изысканности ее, напряженную экономность фактуры и точную функцию каждого звука, а также неизменно пронизывающую ее сочинения незримую нить смыслового и формального единства». (Альфред Шнитке, конец 1970-х; цитата из книги бесед с виолончелистом и музыковедом Александром Ивашкиным; М.: РИК «Культура», 1994)
Антон ДУБИН, «МО»
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись Михаил Пришвин – 150 лет со дня рождения впервые появилась Музыкальное обозрение.