Денис Кирис: "Креативность — это творческие индустрии"
На заседании обсуждались подходы к организации статистического наблюдения за развитием творческих индустрий (театральная, музыкальная, выставочная, музейная, издательская и так далее). На данную тему с докладом выступил Андрей Губанов, который является руководителем методологического центра НИИ статистики Росстата. Губанов познакомил всех с понятием креативной (творческой) индустрии и рассказал про подходы к выделению креативных индустрий. Руководитель методологического центра подчеркнул, что в России наиболее актуальным является применение подхода "Виды экономической деятельности". Также в ходе выступления Андрей Губанов рассказал о том, что применяемые в рамках международной практики показатели для оценки итогов развития креативных индустрий могут быть применены и в России для формирования "витрин данных", однако для каждого направления креативной индустрии также представляется целесообразным сформировать свои группы показателей ("уникальные"), которые и будут характеризовать результаты творческой деятельности. После этого выступил Денис Кирис - председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино, главный редактор портала Ревизор.ru. Спикер уточнил, что в России правильнее креативные индустрии называть творческими, поскольку креативность – слово зарубежное, и не все понимают правильность его значения. Денис также отметил, что согласен с выступлением докладчика, и заявил о том, что киноиндустрия является самой сложной, поскольку там отсутствуют не только точные статистически данные по занятости, но и критерии оценки того, как существует эта сфера в бизнесе. В ходе своего выступления Денис Кирис рассказал, что на поддержку киноиндустрии в 2022 году было выделено 14,5 миллиардов рублей. Значит, по его мнению, зрители должны увидеть на экранах эти субсидированные картины, однако это не всегда получается. Зеленая гостиная Центрального дома ученых Спикер также пояснил, что у других творческих индустрий в этом плане есть чёткое понятие, поскольку есть государственный заказ и точные цифры. Кирис также привёл интересную аналогию для бизнесменов. По его словам, если они решат построить какой-то бизнес в сфере творческих индустрий, в частности в кинопроизводстве, то в будущем они должны оценить отдачу. Однако, не имея статистических данных, они не смогут это сделать. Поэтому Денис отметил, что данная тема является одним из самой сложной в киноиндустрии. Председатель профсоюза отметил, что не только зрителям, но и людям, которые задействованы в бизнес-сфере, хочется, чтобы Росстат вместе с профильным ведомством разработали чёткие критерии оценки по каждому направлению творческих индустрий. "К сожалению, та отчётность, которая сейчас есть – это всего лишь для галочки", - добавил Кирис. Главный редактор портала Ревизор.ru также предложил сформировать рабочую группу, которая пересмотрела бы существующие инструменты статистических данных в сфере творческих индустрий, так как те механизмы, которые в своём докладе перечислил Губанов, не отражают то, что есть в действительности. Помимо этого, Кирис предложил привлечь экспертное общество для охвата огромного пласта идей и задач в этой области. Благодаря такой группе люди будут понимать, куда тратятся деньги, возвращаются они, и эффективны ли. Как заявил Денис, в данном случае важен механизм статистики, который будет давать объективную информацию в области. Денис Кирис Выступление Дениса Кириса вызвало бурную дискуссию между спикерами. Многие поддержали докладчика и согласились с его высказываниями. Однако были и возражения. В ходе данной дискуссии была затронута тема качества продукции, которую производит киноиндустрия. Некоторые участники данного заседания были возмущены тем, что, например, фильм "28 панфиловцев" был снят на деньги обычных людей, хотя финансированием должно заниматься Министерство культуры РФ. Члены Счётной палаты РФ тоже поделились своим мнением, заявив о том, что с точки зрения решения центральной задачи, связанной с обеспечением мониторинга исполнения государственной программы, те формы, которые есть в данной сфере, не совсем корректны и требуют пересмотра. Также они выразили надежды на то, что в скором времени пересмотрят подход к сбору данных в киноиндустрии. В конце заседания выступил Михаил Гершман, директор Центра, научно-технической, инновационной, информационной политики института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики на тему исследования креативных (творческих) индустрий, которыми он занимается на протяжении нескольких лет. Спикер поближе познакомил слушателей с понятием творческой индустрии и подробно рассказал об истории возникновения понятий. Также Михаил Гершман рассказал об интересном исследовании, которое институт проводил в области креативных индустрий, существующих в Москве.