Войти в почту

Шведская Анна Каренина - в фильме "Сожги все мои письма"

Из Швеции на наши киноэкраны пришел фильм маститого режиссера Бьёрна Рунге "Сожги все мои письма" - любовная психодрама в лучших традициях неторопливого скандинавского кино, где звериные вспышки страстей смикшированы сдержанностью местных натур и нравов.

Шведская Анна Каренина - в фильме "Сожги все мои письма"
© Российская Газета

Три интеллектуала-литератора. Нежная Карин, переводчица и красавица. Ее супруг Свен - писатель, критик. И юный поэт Улоф, с первого взгляда полюбивший замужнюю Карин. Отношения между ними развиваются скачкообразно, сложно, запутанно. Они ж интеллектуалы, они не могут без цитат из классиков, аллюзий, намеков и эффектных публичных акций. У них не споры, а дискуссии. И к тому, что теперь свершилось бы на пятой минуте фильма, они в своих 1930-х идут долго - когда красавица наконец переспит с очаровавшим ее юношей. Но и после этого самые яростные стычки между соперниками до поры будут напоминать турниры по интеллектуальному фехтованию за бокалом хорошего вина.

Спустя много лет внук этой неказистой семьи Алекс озаботится причинами собственного взрывного характера, приступов бешеной ревности к невинным поступкам супруги и углубится в бедовую жизнь деда с бабкой, чтобы понять природу зашифрованного в генах душевного порока. И вспомнит собственное детство, когда в шкатулке из бабкиного комода он нашел старые письма, попросит разрешения отклеить марки - и неожиданно вызовет у стариков громовой, переросший в потасовку скандал.

Так и развивается этот фильм - с перекидками из наших дней в начало прошлого века, которые - надо отдать должное мастерству режиссера - связываются накрепко, без усилий и зрительских недоумений, кто тут есть кто. При всей сложности конструкции это абсолютно прозрачная история, в которую если углубиться - уже не оторвешься. Не потому, что ревность - такой редкий гость в драматургии. Но что-то есть в этой истории универсальное, всех касающееся, заставляющее по-новому увидеть и счастье любви, и ее изнанку. Этическую сложность момента - и трагедию того, кому изменили. В этом фильме нет персонажей, к которым по сюжету положено относиться как к врагам человечества - безусловно плохих, не заслуживших нашего сочувствия. Здесь у каждого своя правда.

А теперь - главное, многократно умножающее интерес к фильму. История не вымышлена. Ее рассказал в своей книге Алекс Шульман, внук Свена и Карин Стольпе, известных в Швеции писателя и переводчицы. Знаменита и третья сторона рокового треугольника - шведский поэт, левак и бунтарь Улоф Лагеркранц. Это их реальная история, которая оказалась настолько выразительна, что практически без дополнительной драматизации смогла стать психологически накаленным киносценарием Вероники Дзакко. Все ее герои прожили до первого десятилетия нового века и всю жизнь вели яростные дискуссии: одна сторона ультимативно требовала от женского рода абсолютной чистоты и непорочности, другая отстаивала идеологию сексуальной свободы и права на личное счастье. Для Швеции это как если бы у нас сняли кино по любовным письмам Маяковского, для российского зрителя - захватывающая история скандинавской Анны Карениной, пытавшейся отстоять свое право на любовь, но сдавшейся на милость победителя.

Фильм не стал бы заметным художественным событием без великолепного ансамбля актеров. Магнетизм, возникший между Карин и Улофом (Аста Аугуст и Густав Линд) даже не назовешь традиционно "химией" - это испепеляющая души вольтова дуга. Биллу Скарсгарду в роли Свена выпала самая сложная задача воплотить закоренелого педанта (выключает двигатель, когда рулит по склону, - экономит горючее), несомненного эгоиста и тирана, с одной стороны, но человека глубоко страдающего от измены любимой, уже неспособного без нее жить - у него своя невыносимая боль, которой нельзя не проникнуться. Плеяда не менее отличных актеров воплощает героев в разных возрастах, и наиболее служебная функция у главного рассказчика - того самого Алекса Шульмана, который и расскажет все это в своем романе (Сверрир Гуднасон).

Говорят, что жизнь - лучший драматург. Но у него свои профессиональные проколы. Так, психологически необъяснимо внезапное бегство героя-любовника с поля решающей, но еще не начавшейся битвы - бегство, которое и обусловило исход всего дела. Но оно случилось в реале - и это лишний повод задуматься о непредсказуемости наших собственных слабых натур. Или, возможно, о мудрости рока, который оберегает нас от еще более роковых ошибок.

Было бы несправедливо не отметить и крайне редкое в нашем прокате событие - профессиональную работу актеров, дублировавших картину на русский язык (режиссер Людмила Шувалова).