«Лепота!» В чем секрет неувядаемости комедий Леонида Гайдая?
100 лет назад родился фронтовик и гениальный режиссер Леонид Гайдай – человек, познавший все ужасы войны, который снял лучшие комедии советского кино, рассказывает обозреватель «МИР 24» Анна Бажайкина.
Однажды Гайдай нашел на чердаке старый номер газеты с фельетоном про браконьеров и собаку. Так появилась та самая троица: Трус, Бывалый и Балбес. «Если вы попытаетесь написать от руки режиссерский сценарий к фильму «Пес Барбос и необычный кросс», я хотел бы на это посмотреть. Бежит собака, бегут три мужика, потом мужики бегут в обратной съемке назад, собака бежит… И что такое Гайдай? Гайдай в этих побегушках увидел то, над чем мы хохочем уже много лет», – отметил режиссер театра и кино Олег Фомин.
В 60-х комедийных актеров много, а вот режиссеров-комедиографов единицы. Большинство снимает драмы и военные фильмы. Гайдая, который все ужасы войны видел лично, тянет совсем на другое: смешное и нелепое, как у Чарли Чаплина, где в центре событий маленький человек. Эти фильмы он с детства знал наизусть.
Гайдай привык жить скромно, если не сказать аскетично, не экономил лишь на съемках. Ну не может быть осетр из папье-маше. На обед в царских палатах потратили бешеные по тем временам 200 рублей. А когда сняли сцену, заметили, что в кадр случайно попала бутылка минеральной воды. Пришлось снимать застолье заново. Пленку на дубли не жалел.«Одну и ту же сцену он и так снимет, и эдак. Но потом это же надо все склеивать. Недаром же говорят: кино – искусство монтажа. Он знал этот секрет – чем больше вариантов, тем больше вероятности, что ты попадешь в то заветное, когда лепота», – сказал актер театра и кино Сергей Рубеко.
Каждая фраза – лишь на первый взгляд импровизация. Все его шутки и репризы как золотое сечение, придуманы и просчитаны, даже непереводимая «тарабарщина». Когда придумывали спор контрабандистов, Никулин уточнил, а что такое мордюк? Оказалось, Гайдай накануне поругался с Нонной Мордюковой. Многие цитаты Гайдай брал из жизни. Например, когда рвался добровольцем на фронт в 42-м, это он говорил, что готов хоть в артиллерию, хоть в кавалерию, хоть на флот. Гайдая взяли в разведку. Однажды в бою он забросал гранатами огневую точку противника. А весной 43-го подорвался на противопехотной мине. Тяжелое ранение правой ноги напоминало о себе до конца жизни. «Как-то мы поехали на выбор натуры в Крым, и он с такой суховатой палкой шел здоровой. Я спросил: «Зачем?» Он сначала сказал, что это его талисман, с которым он якобы ездит на выбор натуры. А потом выяснилось, что он прихрамывает, потому что у него ранена нога, не просто ранена, из нее все время вылезали осколки какие-то», –поделился писатель, драматург Аркадий Инин.
Знаменитую сцену у аптеки из «Бриллиантовой руки» снимали на рассвете, когда свет для кино самый удачный. К съемочной площадке пришли сотни бакинцев посмотреть на Никулина.
«Это был ажиотаж. Когда Гайдай Никулину что-то не то говорил, был ропот по толпе: «Ты кто такой, что вот так говорить?» – рассказал художник-постановщик Фикрет Алекперов.
В жизни Никулин и Гайдай дружили. Оба фронтовики. Роль скромного советского человека – Семена Семеновича Горбункова – писали исключительно для Никулина. Сценарий киношное начальство одобрило, но рекомендовало сократить сцены с участием управдома. Многое цензура могла не пропустить. Гайдай вставил в конце фильма взрыв атомной бомбы, так называемая уловка Штирлица – запоминается последнее. Сработало. После просмотра комиссия умоляла: оставляйте, что хотите, только уберите финал. Поговаривают, что это лишь легенда, но сам Гайдай ее любил. Фраза: «Он такой доверчивый», – действительно была в жизни. Так в быту режиссеру часто говорила жена – Нина Гребешкова. Она же придумала, как разбудить Семена Семеновича. «Они думали, как? Толкать? Растолкать? Облить холодной водой? Но это буквально и примитивно. А она придумала. Он же рабочий человек, встает по будильнику, это у него выработалось десятилетиями. Придумала этот ход, завела будильник, и он по будильнику автоматически, как зомби, поднялся», – рассказал Аркадий Инин. Гайдай и Гребешкова прожили вместе 40 лет. Главных ролей ей не давал, но в фильме «Частный детектив. Операция «Кооперация» снял жену, дочь и внучку Олю. «На площадке нет понятия жена, внучка. Все строго как положено: по имени, отчеству. Наталья Леонидовна Крачковская, с которой я имела честь в этом эпизоде сняться, и Ольга Владимировна», – рассказала внучка Леонида Гайдая Ольга Худякова.
«Кроме восхищенного вздоха, у меня еще был текст: «Да-да-да». Но мы знаем, что у Гайдая ничего лишнего, даже если «да-да-да» говорит внучка. Если это как-то влияет на темп, это убирается», – поделилась Ольга Худякова.
Ольга должна была сыграть еще одну роль, но заболела. Гайдай внучку ждать не стал. Роль отдали Саше Лойе. «Он никогда не сидел на месте. Он всегда находился в процессе. Если что-то должно влететь в кадр, закрыть, открыть, подзвучать, дать команду. Он всегда это делал сам, что его отличало. Не было вот этой бронзы», – рассказал актер театра и кино Саша Лойе.
Гайдай и сам частенько снимался в эпизодах: напевает песню из «Кавказкой пленницы», в фильме «На Дерибасовской хорошая погода» он – обезумевший игрок в рулетку. По плану пес просто провожал взглядом Шурика и Лиду, но Гайдаю чего-то не хватило. Тогда он лег под собаку и скомандовал оператору: «Снимай», – боксер стал пожимать плечами.
«Не любил, когда смеются на площадке. Он говорил, вполне справедливо: если сейчас отсмеемся, то зрителю ничего не останется», – рассказал Саша Лойе.
Режиссер частенько ходил в кинотеатр на собственные фильмы, наблюдал за реакцией зала. Он, фронтовик, хотел, чтобы люди смеялись.
«Очень четкая у дедушки мысль была: люди так настрадались за тот период и после, когда восстанавливались, что нужно что-то, что людям будет нести радость», – сказала Ольга Худякова.
Кассовые сборы заоблачные, таких в Советском Союзе никогда не было. За это на многое закрывали глаза: сцены в купальниках, шутки про дефицит и бравада рекордами. Зрители над его фильмами хохотали, а коллеги посмеивались. Картины считали легкомысленными.
«Много шуток, гэгов и каких-то ситуаций, построенных по мультяшному принципу. К примеру, идет Нина и за ней настоящий ишак, и заводится машина, сама едет. Такие вещи поставлены, они должны быть нарисованы, а они поставлены. И это вдвойне смешно», – заметил Саша Лойе.
При жизни Леонид Гайдай не получил ни одной серьезной кинопремии. Лишь приз фестиваля короткометражек в Кракове. За наградами он никогда не гнался. Ордена и медали называл цацками и не понимал, зачем нужны звания, если и так знает вся страна.