Солдаты и генералы Башмета
Московская премьера "Солдатами не рождаются" – по второй книге трилогии Константина Симонова "Живые и мертвые", рассказывающей о Сталинградской битве – прошла на сцене Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя. 2 февраля 2023 года в день празднования 80-летия Победы в Сталинградской битве премьера спектакля состоялась на берегах Волги в городе-герое Волгограде-Сталинграде. Участники проекта, выступая на Сталинградской земле, привезли в столицу частицу духа смертельной схватки 1943 года. На сцену вышел генерал Юрий Башмет к своим солдатам – "Солистам Москвы". Маэстро скинул тяжелую шинель, и зазвучала музыка. Художник по костюмам Павел Алехин одел музыкантов в гимнастерки и ушанки, галифе и сапоги. Сценография Марии Митрофановой и видеомэппинг Ильи Старилова изобразили подобие штаба армии в разбомбленном здании. Через центральный проем двери и боковых кулис весь спектакль появлялись люди только что вышедшие из боя, грязные и пахнущие дымом. Шинели генералов и ватники солдат, кожанки и тулупы, телогрейки и валенки на артистах создали картину огромного скопления людей, ощущение концентрации сил, брошенных в волжскую передрягу и победивших. Исторический масштаб происходящего и цена неоправданных потерь находились в центре внимания главного героя-рассказчика генерал-майора Серпилина в исполнении Ильи Шакунова. В меру жесткий и обаятельный артист с голубыми глазами создал человечный образ военного, который требуя беспощадности к врагам, теряя своих близких, жалеет каждую оставленную на поле боя жизнь. Илья Шакунов. Алексей Вертков (Батюк), Юрий Беляев (Росляков), Иван Добронравов (зам.полит Левашов) создали характерные образы своих героев. Варвара Насонова (Овсянникова) звонко и живо сыграла бесстрашную девушку-военврача. По задумке режиссера Полины Агуреевой и композитора Валерия Воронова предполагалась, что музыка должна не иллюстрировать почти документальную прозу, а быть самостоятельной выразительной единицей общей партитуры постановки. Человечность и сосредоточенное размышление заложено в музыкальном материале, драматически минорном, разреженном по фактуре, далеким от ура-героизма. Маэстро Юрий Башмет оценил интервалику, заложенную в интонационном зерне мелодий как переосмысление эмоциональной нагрузки интервала кварты, традиционно характерной для гимна и марша. По инициативе Юрия Абрамовича в финале повествования этот факт позволил использовать оригинальную цитату из "Фантазии для 2-х фортепиано" Шуберта. Кадры кинохроники погибших в Сталинградской битве с обеих противостоящих сторон завершились звучанием кварты вступления и темы фантазии в исполнении дуэта блистательных музыкантов 20 века Святослава Рихтера и Бенджамина Бриттена. Эффект неоднократного заедания патефонной пластинки поставил в спектакле не точку, а многоточие... Режиссер Полина Агуреева.