За «Синей бородой» в Красноярск!
В последние выходные января состоялась зрелищная премьера комической оперы Жака Оффенбаха «Синяя борода» в Красноярском театре оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Что называется, из лёгкого репертуара, дабы позволить зрителю забыться на пару с половиной часов в вихре задорных перипетий увлекательной истории. Кто-то скажет, что сейчас не время для веселых премьер и ярких бенефисов. Однако напротив, людям как никогда нужны огоньки радости в столь непростое для всех время. Подобные события помогают оставаться на плаву, помнить о хороших моментах и не падать духом.
Изначально «Синяя борода» – страшная французская народная сказка о кровожадном муже, который одну за другой убивал своих жён.
Текст о синей бороде послужил основой для ряда театральных, кино- и даже мультипликационных версий. А одноимённое произведение Жака Оффенбаха – одно из наиболее известных в мире. К слову, Оффенбах – композитор, благодаря которому во Франции появился новый музыкальный жанр – комическая опера.
На сцене красноярского театра зрители увидели современную интерпретацию знаменитого произведения Оффенбаха.
«Синяя борода» – искромётная партитура, наполненная запоминающимися мелодиями и элегантной иронией. В постановке действие перенесено на киноплощадку под блеск софитов. А сама история напоминает романтическую комедию в духе узнаваемых киношляреров. Можно сказать, получилась некая синергия театра и кинематографа.
К работе над спектаклем были привлечены приглашенные звёзды. Режиссер-постановщик – Сергей Новиков, уже имеющий за плечами в этом театре собственные спектакли: «Лакме» Делиба и «Реквием» Верди. А в нынешний приезд у Новикова целых две премьеры: «Синяя борода» и «Опричник» Чайковского. Пластическую составляющую действа воплотил также приглашенный из столицы российский хореограф Максим Недолечко, известный по проектам «Голос. Дети», «Фабрика звезд» и др. Именно ему отвелась важнейшая роль в процессе подготовки. Недолечко отмечает, что труппа приняла его очень тепло и гостеприимно. Сработались «на ура», как говорится.
Красноярцы первыми увидели легендарную оперу Жака Оффенбаха, показанную совершенно на новый лад. Красноярский театр пародийно переосмыслил и перенес действие в сегодняшние реалии. Постановка полностью адаптирована под современное восприятие.
Фабула заключается в том, что Синяя борода (ни намёка на бороду у героя), крупный делец, киномагнат, ежегодно женится, а ровно через год рвет отношения с супругой, быстро находя ей замену, воображая, что неуязвим для такого сильного чувства, как любовь. На шестой девушке он решает остановиться, поскольку уж очень ею очаровывается и по-настоящему влюбляется…
«Синяя борода» – без преувеличения уникальная в своем роде постановка. Ведь опера в классическом своем проявлении – это, образно говоря, статичный артист, который исполняет красивые арии. А тут ведущие вокалисты – они же и являются танцорами. Все очень шустро, полно динамики и импульса.
Авторам захотелось поменять историю, модернизировать, немного приукрасить, что ли. И опера буквально заиграла по-новому. Постановщики убеждены, подобный эксперимент может осуществить лишь театр, обладающий ансамблем не просто вокалистов, но и молодых певцов-актеров.
В сущности, жанр оперы в привычном понимании – это личная история, где в основе преимущественно лёгкие жесты. Постановка Новикова обрела очень подвижную форму, что само по себе новшество в таком нарративе. Зрителям удалось взглянуть на оперу с иной, непривычной стороны.
В репликах героев проскакивают узнаваемые всеми фразы персонажей знаменитых кинокартин, таких как «Весна» Александрова, «Красотка» Маршалла, «Ирония судьбы» Рязанова. Даже можно осведомиться, что на сегодняшний день в нашем прокате лидирует нашумевший фильм «Чебурашка».
После просмотра «Синей бороды» возникает ощущение лёгкости, светлое романтическое настроение, хочется и в любовь поверить, и рассмеяться от души, отдавая дань изяществу юмора.
«Синяя борода» – инновационная лёгкая опера. Мало того, что все закончилось хорошо, так в финале ещё и две свадьбы сыграли! Актуализированная романтическая комедия, поданная под соусом экстравагантной формы представления, едва ли кого-то оставила равнодушным. Опера-буффа получилась действительно прекрасным комбо из тонкой музыкальной комической основы Жака Оффенбаха и энергии молодых оперных артистов красноярского театра.
Красноярск наглядно демонстрирует, что великолепные премьеры совершенно новой формации дают не только на подмостках столичных театров. Это родина многих великих деятелей культуры и искусства. Здесь появились на свет Виктор Астафьев, Михаил Успенский, Василий Суриков и Дмитрий Хворостовский, имя которого носит знаменитый оперный театр, упомянутый выше. Красноярск постепенно превращается в город, который славен не только прогулками на теплоходе по Енисею, но и в место, куда можно приехать, чтобы вдоволь насладиться культурной жизнью. А если посчастливится, то попасть на очередную яркую театральную премьеру.