В сети выходит сериал «Раневская»
В среду, 8 февраля, в сети выходит биографическая драма Дмитрия Петруня «Раневская». В центре сюжета юная Фанни Фельдман, мечтающая о блистательной карьере актрисы. На пути к призванию девушка сталкивается со множеством испытаний и потерь. Главную роль в ленте исполнила Мариэтта Цигаль-Полищук. Кроме неё, в актёрский ансамбль вошли такие известные артисты, как Александр Домогаров, Константин Лавроненко, Ольга Науменко, Эмилия Спивак, Семён Стругачёв, Даниил Спиваковский.
В среду, 8 февраля, в онлайн-кинотеатре KION стартует картина «Раневская» об одной из самых неординарных и ярких актрис советского театра и кино — Фаине Раневской. Постановщиком выступил театральный и кинорежиссёр Дмитрий Петрунь, а сценарий написали Лариса Жолобова, Алина Семерякова и Юрий Мороз.
Действие начинается во времена Российской империи в Таганроге, где проживает семья состоятельного владельца парохода Гирша Фельдмана. Младшая дочь купца Фанни Фельдман грезит о жизни театральной актрисы. Будучи уверенной в своём предназначении, девушка не задумываясь решает уехать в столицу осуществлять мечту. Однако родители, потворствовавшие увлечению дочери, выступают против её отъезда. Да и Москва встречает девушку не с распростёртыми объятиями.
Неуклюжая заика, она роняет всё, что попадается ей на пути, будь то предметы интерьера или декорации на сцене. Любовная лирика с её участием превращается в театр абсурда, а комедия — в трагедию: всё потому, что сама она «личность трагикомичная», как отозвался о прототипе героини в день премьеры картины актёр Евгений Стеблов. Именно эти черты позволяли людям с намётанным глазом видеть в ней великую актрису и человека широкой души.
Фанни стучится в двери не только столичных, но и провинциальных театров, в то время как страна, охваченная революцией, вступает на новый путь развития. Империализм сменяется коммунизмом, к власти приходят большевики.
«Высокое предназначение искусства — это менять людей», — произносит один из героев ленты. Но в период становления СССР и нового вектора прогресса менять некого. Великие артисты бросают театр, в котором невозможно нести высокое и гордое звание актёра, да и ценители искусства уже не идут на спектакли, потому что они либо покинули страну, либо борются за кусок хлеба.
Настали другие времена, и перед театром встали новые задачи — одаривать искусством деревни и сёла. И героиня, следуя своей мечте, отправляется нести через театр новое, пролетарское слово в массы.
Авторам картины удалось с помощью различных кинематографических приёмов отразить переходные этапы, которые переживала страна: сперва жизнь в империи, затем начало Гражданской войны, приход к власти большевиков и наконец эпоху сталинизма и период «оттепели».
Ещё в первой серии режиссёр искусно передаёт предчувствия грядущей борьбы красных и белых, а также нарастание тревоги, витающей в воздухе. Это читается и в символизме кадров, виртуозно отснятых операторами Кириллом Бегишевым и Робертом Филатовым. Особенно запоминается эффектная сцена с убитым военнослужащим царской армии, символично одетым в белый мундир. Кровь, сочащаяся из раны персонажа, заполняет пространство вокруг него, а белая одежда окрашивается в красный цвет.
В картине охвачена значительная часть жизни Раневской — с юности, когда героиня только мечтает о карьере актрисы, до зрелого возраста и профессионального признания. Благодаря непревзойдённому таланту и открытому характеру Фанни легко удаётся расположить к себе не только зрителей, но и коллег по цеху, дружба с которыми длится до самой их кончины. Именно друзья помогают артистке определиться с псевдонимом, под которым она прославится на всю страну: из робкой бунтарки Фельдман она превратится в уверенную, острую на язык женщину и любимую актрису миллионов — Раневскую.
В фильме Петруня нашли отражение некоторые известные факты биографии актрисы, однако авторы разбавили их художественным вымыслом, не находящим подтверждения в документальной хронике.
При просмотре сериала хотелось бы погрузиться в реальную историю, так что значительная доля вымысла порой расстраивает. Однако в целом придуманная сценаристами часть вполне оправданна и позволяет зрителю ещё больше прочувствовать трагизм судьбы и личности героини.
Впрочем, прелесть картины прежде всего не в биографическом соответствии или художественной интерпретации авторов. То, как переданы характеры известных советских постановщиков, актёров и мультипликаторов, вызывает исключительную благодарность за возможность «увидеть» корифеев советского театра и кино, на чьих работах выросло не одно поколение советских и постсоветских детей, в одном кинопроизведении.
В фильме, как и в жизни, судьба подарит героине встречи с именитыми режиссёрами Михаилом Роммом, Сергеем Эйзенштейном, Юрием Завадским и Александром Таировым, который скажет о ней в сериале: «Яркая, нестандартная, а темперамент хлещет через край».
Образ незаурядной артистки на экране воплотила Мариэтта Цигаль-Полищук, роли верных спутников жизни героини исполнили Александр Домогаров, Полина Кутепова, Семён Стругачёв, Ольга Науменко, Ирина Гринёва, Константин Лавроненко, Эмилия Спивак, Виталий Егоров, Лика Нифонтова, Екатерина Симаходская, Мириам Сехон, Максим Литовченко и другие. Всего в картине задействованы более 100 актёров. Каждый из них со знанием дела подошёл к своей роли и блистательно прожил экранное время в теле персонажа.
Особенно стоит отметить великолепную игру Семёна Стругачёва в роли отца героини. Каждая сцена с его участием вызывает целую гамму положительных эмоций. Истинный представитель прежних поколений, он не привык выражать нежные чувства к детям и супруге, наоборот, он колок и груб с ними, однако в его действиях нет ничего, кроме любви.
При всём внимании авторов ленты к деталям картина не лишена недостатков: грим оставляет желать лучшего. В какой-то момент гримёры будто направили все силы на состаривание главной героини, упустив из виду остальных. В жизни, например, Любовь Орлова была моложе Раневской всего на шесть лет, Ирина Вульф — на десять, а Павла Вульф — старше на 18. Однако на экране для них будто замедлилось время: все они выглядят значительно моложе главной героини. Возможно, с одной стороны, таким образом кинематографисты пытались подчеркнуть одиночество и условия, в которых жила Фаина Георгиевна, а с другой — ещё раз напомнить зрителям, что это всего лишь художественный вымысел, который имеет мало общего с реальностью. Тем не менее такое внешнее расхождение вызывает конфуз и внутренний протест.
Работа над проектом началась ещё в 2014 году, а релиз картины планировался в 2016-м, к 120-летию со дня рождения Раневской.