Парк советского периода. В "Манеже" открылась выставка к 100-летию СССР

Выставку "ДК СССР" музейно-выставочный центр "РОСИЗО" подготовил к 100-летнему юбилею СССР.

Парк советского периода. В "Манеже" открылась выставка к 100-летию СССР
© Российская Газета

Пространство "ДК СССР" спланировано как идеальный город-сад. Он должен быть соразмерен человеку. А человеку надо отдыхать. Желательно культурно. ДК становится символом не только "культурного досуга", но во многом и витриной власти, точкой аккумуляции ее "мягкой силы". Показательно, что на международную выставку декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году из СССР отправляют именно проект рабочего клуба, созданный Александром Родченко. Новое пространство, образование, общение должны сформировать нового человека.

Клубы строят лучшие архитекторы: Мельников, братья Веснины, Гегелло... Неудивительно, что выставка и открывается как смотр архитектурных проектов ДК. Переход к образу нового человека тут более чем логичен. Как создается этот образ "человека будущего", мы видим на "аллее" скульптур, в зале детской книги и пространстве фотографий Евгения Халдея 1930-х годов, в монументальной "Кондукторше" Самохвалова, в "Крестьянине" Павла Филонова, в пластических поисках ВХУТЕМАСа.

Вдоль аллеи - скульптуры, мозаики, даже фрески. Среди них и "Физкультурница" Матвея Манизера, и бронзовый Павлик Морозов под бронзовым же знаменем, и памятник Раймонде Дьен, французской коммунистке, которую приговорили к году тюрьмы за выступление против войны Франции в Индокитае. В 1950-е в СССР о ней писали стихи, ей посвящали оратории и даже оперетту под названием "Шумит Средиземное море". Тут же скульптурная сцена - "Американские снаряды - в воду". Среди раритетов - мозаичные портреты Чайковского и Шостаковича, Щедрина и Плисецкой, Маяковского, созданные Надеждой Ходасевич-Леже в конце 1960-х для Дубны.

Вокруг аллеи - уютные залы. С одной стороны - фотолаборатория, приоткрывающая окно в мир пленочной фотографии. С другой - читальный зал с детскими книжками. Можно посидеть, почитать. А главное - посмотреть. Благо Русский музей привез сюда часть своих сокровищ книжной графики 1920-1930-х годов. Один "Иван Иваныч Самовар" Даниила Хармса с рисунками Веры Ермолаевой чего стоит! Или, скажем, "Загадки" Маршака, которые иллюстрировал Петров-Водкин. Маршак и художник Владимир Лебедев работали в Ленинградском отделении "Госиздата". Во многом благодаря им новая детская книга стала яркой, увлекательной, умной и - дешевой.

Одним из самых востребованных жанров был рассказ о том, как вещи делаются. Даже сегодня книжечки "Цирк", "Мороженое" в исполнении Маршака и Лебедева, "Наша кухня" Николая Чуковского с рисунками Николая Лапшина, "Кино-загадки" Евгения Шварца и Татьяны Шишмаревой впечатляют наглядным рассказом о сложных вещах.

Идеалом советского человека был, конечно, Ленин. Аллея выводит к залу с проектами постоянного Мавзолея вождя. Когда в 1925-м был объявлен открытый конкурс на проект постоянного здания Мавзолея, отклики шли со всей страны. Среди авторов были художники и командир пулеметного взвода, учитель и "гражданский инженер", токарь и крестьянин. Извлеченные из архива РАСПИ проекты производят сильнейшее впечатление. Девизы проектов "Бессмертный", "Ленин умер, но живет в сердцах", "Центр мира", "Труд", "Кто следующий?" - демонстрирует ценности, которые вдохновляли людей. Поразителен и сплав идей о социальной справедливости с народными представлениями о бессмертии.

Воплощением бессмертия ленинских идей должен был стать самый большой ДК - Дворец Советов. Выставка напоминает об истории проекта. Другим напоминанием о дворце, так и не поднявшемся над Москвой-рекой, осталось громадное ухо великана. Скульптор Меркуров сделал его, чтобы задать масштаб фигуры Ленина над дворцом.

Но Ухо в вышине напоминает и об умении слушать "музыку революции", открывая маршрут к разделам музыки, театра, кино. Зал музыки тут вне конкуренции. Алексей Ретинский сделал ставку на Атлантиду экспериментальной музыки, на возвращение имен отчаянных новаторов, жаждущих каждого сделать творцом. Так, поднявшись на платформу "Терпситона", придуманного Львом Терменом, не вы танцуете под музыку, а музыка - под вас. С ним все норовят пуститься в пляс. И то сказать, жить стало веселее.