Войти в почту

«Вы бы лучше заводы вернули в собственность, восстановили медицину…» Саратовцы обсуждают попытки Володина отобрать старые кинотеатры у владельцев и отдать государству

Инициатор возврата – председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин, еще в сентябре 2021 года заявлял, что в обстоятельствах, при которых «Победа», «Экран» и «Саратов» оказались в частных руках и не работают по назначению, должны разобраться контрольно-ревизионные органы. Возмущение политика вызвало то, что помещения кинотеатров, будучи изначально объектами досуга и культурного развития жителей, используются, как кафе или магазины. После новогодних каникул Володин сообщил, что готовит материалы для инициирования изъятия в госсобственность кинотеатров «Экран», «Саратов», а также «Пионера» по аналогии с «Победой», которую ранее признали объектом культурного наследия и федеральной собственностью.

«Вы бы лучше заводы вернули в собственность, восстановили медицину…» Саратовцы обсуждают попытки Володина отобрать старые кинотеатры у владельцев и отдать государству
© Свободные новости

Поддерживают ли саратовцы решение о возврате, председатель Госдумы РФ поинтересовался в паблике своих сторонников в Telegram и Вконтакте.

При этом 87% респондентов инициативу Володина поддержали. Еще 83% высказались в поддержку предложения политика создать в Саратове сеть городских кинотеатров по аналогии с муниципальной киносетью Москвы «Москино».

Выживали, как могли

В счастливые для кинопроката времена кинотеатры работали едва ли не в каждом микрорайоне Саратова. Развал советского строя и свободная продажа пиратских видеофильмов привели к падению посещаемости и убыточности киноплощадок. Большинство саратовских кинотеатров с отдельными помещениями закрылись еще в 90-е годы. Оставшиеся не выдержали конкуренции с современными мультиплексами в ТЦ. Компактные кинозалы, где одновременно можно показывать сразу несколько фильмов с подручной инфраструктурой, удобными парковками и подземными паркингами, оказались привлекательнее как для зрителей, так и экономически прибыльнее для владельцев.

Сильнейший удар по публичному кинопрокату нанесла пандемия. Более полугода российские кинотеатры оставались закрытыми, а потом еще полгода работали с ограничениями в рассадке и куар-кодами. Падение посещаемости и сборов привели к тому, что почти 15% кинотеатров в России закрылись. Еще одним ударом по «выжившим» стала СВО и последующие масштабные и беспрецедентные ограничения, с которыми столкнулся российский кинопрокат.

Кинотеатр – костёл

Один из самых популярных у саратовцев кинотеатров – «Пионер», уже более 80 лет занимает здание бывшего католического костёла на проспекте Кирова 11, а ныне на проспекте Столыпина. В роскошном соборе святого Климента до революции играл орган из Варшавы, и сохранилась потрясающая акустика. В ходе многочисленных реконструкций с костёла исчезла статуя Святого Петра и витражные окна, а церковные башни заменил барельеф пионера и двухэтажная пристройка-кафе. Окончательный внешний вид с современными формами за счет тонированного стекла здание приобрело в начале 2000-х годов. Однако изменения получились настолько масштабными, что объект лишился статуса историко-культурного наследия.

Здание кинотеатра«Пионер». Фото Роман Нуретдинов

Собственник «Пионера», предприниматель Алексей Колесников рассказывает, что из себя представлял кинотеатр в конце 90-х годов.

– Здесь был размороженный объект, в фойе продавали «Жигули» и свадебные платья. Это я сюда занял денег и вложил под личные гарантии. После купил это уже приватизированное предприятие, – объясняет бизнесмен.

В последующие годы объект несколько раз реорганизовался и менял учредителей. Перемены не мешали «Пионеру» оставаться негласным лидером среди саратовских кинотеатров. В 2000-х он первым перешел на новый формат с комфортными креслами и звуком «Dolby Surround» и до 2015 года приносил прибыль владельцу. Но конкурировать с современными мультиплексами не смог. Накопившиеся долги собственник погасил за счет продажи части помещений. С 2016 года «Пионер» позиционировал себя как культурно-развлекательный и мультимедийный выставочный центр с онлайн-трансляциями столичных и зарубежных концертов и премьер. До пандемии здесь «оживали» картины великих модернистов, презентовали новые проекты урбанисты КБ «Стрелка» и проводили мастер-классы представители саратовского общепита.

Фото Роман Нуретдинов

В сентябре 2021 года тогда еще мэр Саратова Михаил Исаев сообщил, что бывший член областной Общественной палаты Мартирос Казаросян открывает в «Пионере» сетевой магазин «Магнит». С «превращением кинотеатра в торговый дом» глава города пообещал разобраться, а на одном из заседаний градозащитного совета в Облдуме даже обсудили возможность восстановления католического костёла. Сам Казаросян, рассказал, что открывал в «Пионере» интерактивный зал, но падение интереса к этому объекту вынудило его искать новые решения для бизнеса. При этом предприниматель добавил, что возвращение бывшим кинотеатрам старого профиля, на его взгляд, не имеет смысла, так как «эта форма изжила себя».

Мнение коллеги по бизнесу разделяет и Алексей Колесников.

Я бы не закрывал кинотеатр, если бы он был доходным, – говорит он. – Я два года работал здесь в убыток.

По факту на февраль 2023 года здание «Пионера» ухожено, и свою основную социально-культурную функцию выполняет. Помимо «Магнита», кафе и точки фаст-фуда, в бывшем кинотеатре работает дневной клуб «Дружба», детский научно-развлекательный парк, киноатракцион 12D и интерактивный музей занимательных наук.

Кроме того, «Пионер» стал одним из участников грантового проекта «Мультимедийная выставка «Ожившая история Саратова». Авторы этого проекта планируют с помощью современных 3D технологий «восстановить» ныне утраченные достопримечательности Саратова и Энгельса, включая собор Святого Климента. Как сообщает Telegram-канал «Саратов | Строительство и Архитектура», проект получил президентский грант на сумму 498,5 тысяч рублей, к которой еще 1,8 миллионов рублей привлеченных средств добавят общественники.

– Если хочется что-нибудь сделать, то не нужно рубить сгоряча, – прокомментировал Алексей Колесников инициативу Володина. – Я хорошо знаю историю «Пионера». Я привлекал деньги в него на протяжении 25 лет под личные гарантии и особо не сомневался, что это собственность. И она для меня не спекулятивная. Когда люди говорят, что в «Пионере» был кинотеатр, они забывают, что это я его восстановил – обновлял технику, искал другие формы, сделал мультимедийную выставку.

Восстановить кинотеатр в здании «Пионера» или в каком-то другом — это значит, потратить огромные бюджетные или околобюджетные суммы. Только один зал с креслами, светом, звуком, проектором пять лет назад стоил порядка 200 тысяч долларов. Сейчас оборудование подорожало. И он будет стоять, как стоял «Пионер» шесть лет назад… Классическому кино трудно конкурировать с сериалами, соцсетями, видеоиграми. Сейчас нужны другие форматы. И я опять нахожу баланс между коммерческими вариантами, для зарабатывания денег, и реализацией некоммерческих проектов.

Заброшенный гигант

Кинотеатр с самым большим на тот момент экраном и зрительным залом появился на проспекте Строителей 32 в 1970 году. На протяжении 30 лет «Саратов» оставался единственным местом в Ленинском районе, где крутили киноновинки. За три десятка лет кинотеатр пережил пожар, ремонты и повидал множество арендаторов. В 90-е в его просторном помещении продавали мебель, скупали ценные вещи и даже оказывали ритуальные услуги.

Лишь в 2002 году городские власти нашли средства для капитального ремонта. Реставрация растянулась на три года. За это время в «Саратове» установили новый экран, современное проекционное и звуковое оборудование, а также обустроили парковку и почти вдвое сократили количество мест в зрительном зале. Примечательно, что обновленный кинотеатр открылся, будучи уже переданным в частную собственность по договору аренды.

Фото Роман Нуретдинов

С собственниками у «Саратова» тоже все сложно. Согласно единому Госреестру, владельцем здания кинотеатра является ООО «Синема-Сити» под руководством зятя экс-мэра Саратова Юрия Аксененко – Дмитрия Куркина. Компания существует с 2003 года и занимается кинопрокатной деятельностью, однако в последние годы не приносит прибыли своим владельцам. Долями в ней владеют сам Дмитрий Куркин, а также Валентина Куркина и Екатерина Семикина. Самым успешным для кинотеатра стал 2013 год, а в 2018 году он закрылся на очередную реконструкцию, но так и не открылся.

В 2019 году мэрия провела опрос саратовцев на тему, нужно ли сохранить кинотеатр, и большая часть опрошенных ответила «да». В сентябре 2021 года на фоне инициатив вернуть «Саратов» в госсобственность прокуратура провела проверку законности отчуждения его здания. Но результаты для общественности остались за кадром. Добавим, что в аренде находится и земельный участок под кинотеатром. В январе 2022 года в СМИ появилась информация, что городской Комитет по управлению имуществом в судебном порядке взыскивает с ООО «Синема-Сити» долг за аренду в размере 7720 рублей.

Фото Роман Нуретдинов

Вслед за Вячеславом Володиным судьбой кинотеатра озаботилась и нынешний мэр Саратова, а в прошлом глава Ленинского района Лада Мокроусова. В своём Telegram-канале она написала, что собственники объект по назначению не используют, а его состояние год от года ухудшается, что может привести к его фактической утрате. Глава администрации сообщила, что чиновники направят соответствующее обращение в Территориальное управление Росимущества, на основании которого планируется подать иск об истребовании кинотеатра из «чужого незаконного владения в федеральную собственность». В настоящий момент здание «Саратова» действительно выглядит печально. За толстым слоем оконной пыли можно разглядеть разруху и запустение. Часть стекол в здании заменили фанерные листы.

На осколках империи

Кинотеатр «Экран» на набережной Космонавтов, 5а у большинства саратовцев ассоциируется с кафе и одноименным ночным клубом. В эпоху СССР его здание с минималистичным дизайном гармонично дополняло панораму города, а главной изюминкой считалась летняя терраса, где продавали билеты на пригородные теплоходы.

Но по назначению кинотеатр, входивший в состав Саратовского областного производственного киновидеообъединения, проработал лишь до начала 1990-х годов. Правопреемником первоначальной организации стало одноименное муниципальное предприятие, а само здание позже перешло к известному саратовскому предпринимателю Александру Тимошку, бизнес которого называли империей.

Кинотеатр«Экран». Фото Роман Нуретдинов

С 2010-х года ЗАО «Экран-Центр» попало под процедуру банкротства, и помещения кинотеатра распродавали по частям. В итоге у здания, где насчитывается более 20 помещений, появилось много собственников, идентифицировать которых сейчас сложно. Среди основных указывали ООО «Инвестойл» из Энгельса. Согласно, открытым данным, эта компания занимается оптовой реализацией твердого и жидкого топлива, и, по данным саратовских СМИ, приобрела право на аренды земли под зданием.

Стоит отметить, что за последние годы внешний вид кинотеатра сильно изменился. На противоположном от Волги фасаде на уровне второго этажа появились многочисленные окна, на уровне первого — дополнительные двери, а стены скрыли современные панели. На данный момент в здании функционируют два банкетных зала и кальян-бар. Предприниматель Светлана Тимошок, к которой после смерти отца фактически перешло управление ликвидным имуществом ЗАО «Экран-Центр», рассказала, что уже не является собственницей помещений в «Экране», но как юристу процедура возврата кинотеатра в госсобственность ей не понятна.

– У нас уже было море судов на эту тему, с этого начинал еще экс-прокурор Саратовской области Анатолий Бондар. Но ничего не получилось. Учредителем предприятия первоначально выступил городской Комитет по управлению имуществом, создав акционерное общество, где половину акций получили сотрудники, а остальные продали с аукциона. Кроме того, в течение 3-х лет КУИ сохранял золотую акцию. Мой отец в 90-х выкупал все эти акции. Даже в 2000-х мы продолжали их скупать. А сейчас все это как может быть? Может, тогда КУИ стоит выкупить акции? Но, понятно, что это уже невозможно.

Кинотеатров много не бывает?

Инициативу Вячеслава Володина с возвращением кинотеатров подхватили и саратовские общественники. Одни увидели в «Пионере», «Саратове» и «Экране» «исторически важные для Саратова объекты инфраструктуры», другие – «новые места для культурного отдыха». Но кто и, главное, что будет делать с возвращенными зданиями, по-прежнему остается загадкой. Не внушает оптимизма и пример «Победы». Помещение этого кинотеатра после инициированного Вячеславом Володиным возврата использовали только один раз для конкурса детских рисунков.

Фото Роман Нуретдинов

Напомним, что здание работы архитектора Эдуарда Петрушко признано объектом культурного наследия регионального значения и обладает особым статусом. На основании этого факта в 2022 году Арбитражный суд удовлетворил иск Территориального управления Росимущества о признании сделки по передаче «Победы» в частные руки недействительной. Изъятый объект передали Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры, которое анонсировало открытие в нем кинозала для показа отечественного кино и некой арт-платформы для развития творческого потенциала саратовцев.

«Свободные» обращались за комментарием о состоянии и использовании здания в агентство. Представители агентства на протяжении нескольких недель не могли согласовать съемки, а спустя месяц вообще отказались дать комментарий. Причиной назвали ремонтные работы в здании, отсутствие разрешения из главного филиала на съемку и комментарий.

Фото Роман Нуретдинов

В случае с «Саратовом» и «Экраном» процедура деприватизации вообще остается неясной. Эти кинотеатры не являются объектами культурного наследия или федеральным имуществом. Уточним, что, согласно российскому законодательству, в частной собственности не могут находиться объекты, имеющие историческую, художественную или природную ценность. При этом правовые нормы позволяют ссылаться на Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года, который запрещает приватизацию предприятий более чем на половину финансировавшихся за счет бюджета РФ.

Но нужны ли Саратову еще три кинотеатра, когда даже мультиплексы переживают не лучшие времена? Найти полноценную замену голливудским блокбастерам у российского проката пока не получается. Отечественных премьер для этого недостаточно, а к фильмам из Китая и Индии саратовские зрители равнодушны. Отчасти проблему решают за счет так называемого «предсеансового обслуживания», когда голливудские новинки показывают перед какой-нибудь короткометражкой. С помощью такой лазейки для параллельного киноимпорта в Саратове показывали вторую часть «Аватара». Однако на такой формат решились не все саратовские кинотеатры, а самые смелые заложили в стоимость билета и возможные финансовые издержки за показ без прокатного удостоверения.

Успех семейной комедии «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко, побившей рекорды по посещаемости, эксперты связывают с отсутствием конкуренции в новогодние каникулы и желанием россиян отвлечься от текущих событий.

Еще один вариант использования дополнительных кинозалов, возможно, кроется в планах государства увеличить долю российского социально-значимого кино. В прошлом году министр обороны РФ Сергей Шойгу анонсировал создание «Фонда поддержки военно-патриотического кино», а минкульт определил 17 актуальных тем для получения господдержки. Среди них – популяризация службы в армии и «героизма и самоотверженности российских воинов в ходе СВО», «противодействие современным проявлениям идеологии нацизма и фашизма», «неоколониальная политика стран англо-саксонского мира, «деградация Европы, формирование многополярного мира…» и т.д.

Эксперты российского кинопроката считают, что заменить продукцию ушедших с российского рынка голливудских компаний может только создание собственной мощной киноотрасли. Но увеличит ли подобная тематика размеры кассовых сборов?

Да и выдержит ли государство конкуренцию с частниками? В противном случае содержать пустующие после изгнания арендаторов объекты придется налогоплательщикам.

Третий вариант – использовать кинотеатры как площадку для проектов и выставок, но и это тоже вызывает вопросы, ведь аналогичных пространств в Саратове вполне достаточно. Богатую фантазию проявляют подписчики Вячеслава Володина. В кинотеатрах предлагают открывать бесплатные детские кружки, а процесс деприватизации распространить и на другие объекты. Среди комментаторов в паблике сторонников политика «Вконтакте» находятся и те, кто отмечает, что подобные действия выглядят как национализация собственности и подрывают доверие бизнеса к власти.

– Если бы в этих объектах создавались реальные дома культуры с кружками и секциями – я бы поддержала. А так – стоит «Победа» пустая, нетопленая, и кому от нее польза, непонятно, – недоумевает Софья Архангельская.

– А кому это нужно? Кинотеатры канули в прошлое. Что дальше с ними делать? Городская администрация в свое время все распродала, люди купили, вложили деньги, госорганы зарегистрировали право собственности. Теперь «по закону» изымают... Такая практика всегда «дурно пахнет», – отмечает Андрей Вальтер.

– Вячеслав Викторович, лучше бы Вы заводы вернули в собственность, возобновили работу колхозов, дали народу землю, где можно было посеять. Восстановить медицину, которую в других городах России разрушили однопартийные соратники «Единой России». Беда, Вячеслав Викторович, беда, – пишет Димитрий Фандера.