Популяризатор Шекспира: главные фильмы Франко Дзеффирелли
Франко Дзеффирелли — человек многих талантов: театральный художник-постановщик и режиссер, автор более десятка кинокартин, продюсер, обладатель многочисленных наград, сенатор и неоднократный номинант на премию "Оскар". Дзеффирелли известен прежде всего своими эпатажными, масштабными театральными работами, в которых он не боялся самых смелых решений. А также экранизациями классических произведений — не менее запоминающимися, которые зачастую вызывали больший отклик у публики, нежели у критиков, обвинявших режиссера в популизме.
Детство Франко нельзя назвать счастливым. Он родился вне брака, у его отца была другая семья, а мать умерла, когда мальчику было шесть лет. При рождении мама придумала ему новую фамилию — Дзеффиретти (Zeffiretti — с итальянского переводится как "зефирчики") в честь "ветерков" из оперы Моцарта "Идоменей, царь критский". Однако при регистрации произошла ошибка, и будущего режиссера записали как Дзеффирелли. В университете он решил изучать архитектуру и искусство, однако окончить учебу ему помешала Вторая мировая война. Дзеффирелли сражался в рядах партизан, а затем устроился в британскую армию переводчиком. После войны он вернулся в университет, но с архитектурой у него не заладилось: молодой Франко посмотрел постановку "Генри V" Лоуренса Оливье и решил посвятить себя театру.
Примерно в то же время он познакомился с известным итальянским режиссером Лукино Висконти, который доверил ему небольшую роль в постановке "Преступления и наказания" по Федору Достоевскому в одном из римских театров. Затем Дзеффирелли сыграл в фильме Луиджи Дзампы "Депутатка Анджелина". Однако актерская карьера его не интересовала, поэтому он отправился на Сицилию в качестве ассистента режиссера на съемки неореалистического фильма Висконти "Земля дрожит" о бедных рыбаках. Эта работа положила начало многолетнему сотрудничеству молодого Дзеффирелли и деспотичного, но притягательного Висконти.
Затем Дзеффирелли вместе с Сальвадором Дали работал художником-постановщиком над спектаклем "Как вам это понравится" по Шекспиру. А еще разработал дизайн для постановок "Трамвай "Желание" по Теннесси Уильямсу, "Три сестры" по Чехову и создал экзотические картины Трои для "Троила и Крессиды".
С годами Дзеффирелли было все сложнее переносить вспыльчивый характер Висконти, поэтому он постепенно начал отдаляться от именитого режиссера и устроился в Ла Скала, где ему выдался шанс выступить постановщиком самому. Он поставил "Золушку" Джоаккино Россини и очень успешную "Весталку" с Марией Каллас. Позже Дзеффирелли пригласили в театр Ковент Гарден, где он поразил британскую публику своим реалистичным взглядом на оперу "Сельская честь", а затем и спектаклем "Ромео и Джульетта", в котором сыграли молодая Джуди Денч и Джон Страйд. Затем Дзеффирелли адаптировал эту же постановку для итальянской аудитории, а после — и для больших экранов.
Дзеффирелли пришел в кино, когда ему было около 35 лет, — в 1957 году он снял небольшую комедию "Кемпинг" о неудачливых влюбленных, которым приходится терпеть компанию брата девушки ради соблюдения приличий. Однако его полноценным дебютом в кино считается амбициозная адаптация Уильяма Шекспира "Укрощение строптивой", которую он снял десять лет спустя.
"Укрощение строптивой" (1967)
Изначально в адаптации известной пьесы Шекспира должны были быть задействованы Марчелло Мастроянни и Софи Лорен, находившиеся в то время на пике славы. Однако последнее слово, как это часто бывает, стояло за продюсерами, которыми оказались Элизабет Тейлор и ее муж Ричард Бертон. Они выделили на производство более миллиона долларов из личных средств и обеспечили себе главные роли в картине. Перед началом съемок Дзеффирелли храбрился: "Я уже работал со "сложными" артистами типа Каллас и Маньяни [Анна], так что Лиз и Ричард меня не пугают".
Во время производства картины режиссеру еще не раз аукнулись эти слова. Тейлор чувствовала себя неуверенно с классическим шекспировским текстом и поэтому в середине съемок заставила режиссера полностью переснять материалы первого дня, потому что была недовольна своей игрой. После долгих споров Дзеффирелли пришлось подчиниться. Экранизация вольно обращалась с оригинальным текстом (за что критики будут еще не раз порицать режиссера и в других картинах), но при этом получилась легкой, веселой и нашла отклик у публики и в профессиональном сообществе. Фильм получил несколько технических номинаций на "Оскар", а Бертона номинировали на "Золотой глобус".
"Ромео и Джульетта" (1968)
Молодое поколение уже привыкло к тинейджерам Ромео и Джульетте, какими они и были в оригинальной пьесе Шекспира. В фильме "Ромео + Джульетта" Баз Лурман и вовсе перенес действие в наше время, а в "R#J" Кэри Уильямса самая печальная повесть на свете происходит исключительно на экранах гаджетов. Однако первым, кто решил взять на главные роли подростков, а не взрослых актеров, был Дзеффирелли.
Для шестидесятых это решение было не только радикальным, но и непростым в исполнении — перед режиссером встала задача найти привлекательных для молодой публики и при этом талантливых артистов. На роль Ромео пробовался даже Пол Маккартни, а на роль Джульетты — Анжелика Хьюстон, но в итоге Дзеффирелли остановился на кандидатурах Оливии Хасси и Леонарда Уайтинга.
Дзеффирелли снова пожертвовал частью авторского текста для упрощения сюжета, и в итоге у него получилась очень чувственная и доступная для широкой публики версия всем известного произведения, которая стала невероятно популярна среди молодежи. Режиссер доказал, что Шекспир — это нескучно. Так, известный критик Роджер Эберт признался, что у Дзеффирелли получился "самый увлекательный Шекспир". Картина принесла режиссеру первую номинацию на "Оскар", а также стала последней экранизацией Шекспира, которую номинировали в категории "Лучший фильм".
"Брат Солнце, сестра Луна" (1972)
Дзеффирелли не смог в полной мере насладиться триумфом своего фильма "Ромео и Джульетта" и посетить церемонию Американской академии в 1969 году, потому что попал в аварию вместе с актрисой Джиной Лоллобриджидой. Режиссер сильно пострадал: чтобы восстановить его лицо, пришлось провести несколько сложных операций. По словам современников, после этого инцидента Дзеффирелли стал религиозным, поэтому его начали увлекать проекты на библейскую тему. Первым из них стал рассказ о святом Франциске в мечтательной мелодраме "Брат Солнце, сестра Луна".
Грэм Фолкнер играет Франциска Ассизского, который возвращается домой после войны и решает отказаться от всех материальных благ. Он проповедует идеи равенства, единства всех людей и отказ от земных страстей для духовного самосовершенствования. Однако далеко не все готовы пойти на такие жертвы ради гипотетического спасения души. Режиссер срифмовал учение Франциска с антивоенными движениями конца шестидесятых и культурой хиппи. Он погружает фильм в светлую, похожую на сон атмосферу, которая должна отразить взгляд Франциска на мир. Несмотря на актуальную политическую повестку, далеко не все критики оценили художественное решение Дзеффирелли и посчитали фильм слишком наивным и легкомысленным. При этом "Брат Солнце, сестра Луна" стал отличным образчиком уходящей эпохи "детей цветов".
"Иисус из Назарета" (1977)
Еще одним ярким религиозным проектом Дзеффирелли стал шестичасовой сериал для британского телевидения, рассказывающий о жизни Иисуса Христа. Несмотря на серьезность темы и риск оскорбить чувства верующих, режиссер остался верен своему обычному подходу и решил сделать сериал увлекательным абсолютно для всех — представителей разных конфессий, агностиков и атеистов. Для того чтобы проект оставался верным историческим источникам, на съемки были приглашены эксперты и консультанты, однако Дзеффирелли все-равно то и дело жертвовал исторической основой для большего драматического эффекта.
В сериале собрался невероятно талантливый актерский состав: Лоуренс Оливье, который когда-то вдохновил Дзеффирелли на театральную карьеру, Кристофер Пламмер, Энн Бэнкрофт, Энтони Куинн. Изначально режиссер планировал взять на главную роль Дастина Хоффмана или Аль Пачино, но ему посоветовали присмотреться к Роберту Пауэллу — у актера были яркие голубые глаза, которые действительно повлияли на окончательное решение Дзеффирелли. На съемках ради усиления эффектности своих глаз артист старался вообще не моргать, что создало прямой, чистый и внимательный взгляд Иисуса, который как будто пронзал зрителей с экрана. Впоследствии образ Пауэлла в роли Христа настолько утвердился в популярной культуре, что при изображении Иисуса его нередко списывали с актера.
"Бесконечная любовь" (1981)
Мелодрама "Бесконечная любовь" — попытка Дзеффирелли создать современных Ромео и Джульетту, которые могли бы вызвать интерес и сочувствие у молодых зрителей. В основе сценария лежит одноименная книга Скотта Спенсера. Фильм рассказывает о семнадцатилетней Джейд Баттерфилд (Брук Шилдс) и пятнадцатилетнем Дэвиде Аксельроде (Мартин Хьюит), которые влюбляются друг в друга. Их страсть настолько сильна, что даже либерально настроенные родители Джейд начинают беспокоиться, что подростковый роман может разрушить будущее обоих. Дэвиду запрещают видеться с Джейд, и в попытке исправить ситуацию молодой человек совершает ужасный поступок.
На съемках Дзеффирелли довел до максимума столь любимую им чувственность, из-за чего потом ему пришлось вырезать и сокращать любовные сцены — американские кинотеатры в восьмидесятых не приветствовали такую откровенность, и картине хотели присвоить самый строгий рейтинг. Итальянская страсть, которую привнес Дзеффирелли, сделала "Бесконечную любовь" одним из самых эмоциональных и открытых фильмов о подростковой любви в начале восьмидесятых. А еще картина стала дебютной для молодого Тома Круза — он сыграл одноклассника главного героя Билли, который толкает его на непростительный поступок.
"Гамлет" (1990)
Задолго до того, как американский режиссер Роберт Эггерс создал скандинавский боевик "Варяг" по мотивам "Гамлета" Шекспира, Дзеффирелли превратил пьесу английского классика в экшен с Мэлом Гибсоном в главной роли. В конце 1980-х этот актер, снявшийся в популярных боевиках "Смертельное оружие" и "Безумный Макс", был не самой очевидной кандидатурой для классического "Гамлета", но идеально подходил для трактовки Дзеффирелли.
Режиссер, как всегда, руководствовался девизом "меньше слов, больше действия", желая представить в новом свете литературное произведение из школьной программы. Динамичный, практически клиповый монтаж, большое количество экшен-сцен, значительно сокращенный авторский текст и главный герой, который не столько размышляет и мучается чувством вины, сколько оттачивает свои навыки сражения на мечах, — "Гамлет" Дзеффирелли по сей день остается одной из самых оригинальных экранизаций классики.
"Чай с Муссолини" (1999)
Практически каждый режиссер в той или иной степени вдохновляется собственным опытом или даже снимает фильмы про самого (саму) себя. Зачастую ближе к концу карьеры они ощущают необходимость отрефлексировать собственную жизнь и рассказать о своем взрослении и детстве. Для Дзеффирелли таким фильмом стал "Чай с Муссолини". Воспитанием оставшегося без матери Франко занималась в основном его тетя по отцовской линии. Также большое влияние на него в детстве оказала учительница английского языка Мэри О’Нил, которую в фильме сыграла Джоан Плаурайт.
Картина рассказывает о Флоренции середины тридцатых годов и о мальчике Луке, которого после смерти матери берут под свое крыло "Скорпионы" — сообщество женщин-экспатов, организующих фонд для поддержки Луки. Дзеффирелли вместе со сценаристом Джоном Мортимером создал несколько сильных женских образов, вдохновленных реальными людьми. Шэр сыграла богатую светскую даму Эльзу, Джуди Денч — талантливую художницу и ценительницу искусства, а одна из любимых актрис режиссера Мэгги Смит — влиятельную даму леди Хестер, которая любила хвастаться тем, что пила чай с самим Муссолини.
Тамара Ходова