Магия третьего сентября
Творческий путь маэстро начинался с любви к джазу, однако со временем он понял, что его сердце принадлежит шансону. В народе певца называют королём этого жанра. Сам же Михаил Шуфутинский считает данное лирическое направление музыки отражением жизни. В репертуаре творца более 500 композиций. Секретом популярности одной из них шансонье поделился с нашими читателями, а также рассказал о судьбоносных решениях, хитах на заказ и творческих планах. - Михаил Захарович, много лет назад вы вернулись из эмиграции. Что подвигло покинуть Америку и приехать на родину? - Сложный вопрос. Ответ на него можно разделить на несколько частей, и каждая станет удачной темой для книги... Возвращался ещё в Советский Союз и совершенно об этом не жалею. Я родился в Москве. Здесь жили родители, младший брат. Первый раз приехал в 1990 году. Тогда в общей сложности по стране состоялось 75 концертов за три месяца. Выступали на больших площадках, собирали стадионы. Помню взрыв эмоций у зрителей! И возникло ни с чем не сравнимое чувство: «Я хочу здесь жить». Вот они - мои настоящие первые впечатления по возвращении на родину. - Российскому джазу в минувшем году исполнилось 100 лет. Это направление музыки вам очень близко, но почему всё же выбор пал на шансон? - Помню, когда ещё учился в московском музыкальном училище, наша семья жила за Ленинским проспектом в небольшой квартире. Отец с мамой и братом располагались в одной комнате, я с бабушкой - в другой. Тем не менее у меня было радио, которое включал в определённое время и слушал джаз. Он тогда пользовался популярностью, правда, в советском обществе не приветствовался. Поэтому когда мы с однокурсниками умудрялись играть эти манящие мелодии, нас порой гоняли. Разрывался между джазом, классической, хоровой и инструментальной музыкой. В Америке я был эмигрантом и думал о том, как прокормить семью. Мы приехали вчетвером: я, жена и дети. Приходилось много вкалывать, было не до джаза. В русских ресторанах за эту музыку никто не платил. Популярностью пользовались песни во всех тональностях для всех национальностей. Я делал то, что нравилось публике, о чём совершенно не жалею. Когда вернулся в Россию, ко мне прицепился ярлык музыканта из русского ресторана. Считаю, это - замечательное место для певца. Вообще любой угол, где есть свет, звук и сцена, пригоден для выступления. - Случалось ли, что кто-то писал песни по вашему заказу? Каким критериям должно соответствовать произведение, чтобы оно вошло в репертуар? - Создать нечто стоящее, чтобы при этом не было понятно, что песня сделана на заказ, могут или невероятно талантливые личности, или авантюристы. Я к таким не обращался, так как огромное количество композиций присылают мне сами авторы. Чаще всего они неизвестны широкой публике. Потому как общепризнанные гении просто берут трубку и звонят: «У меня есть для тебя песня, хочешь, послушай, пока я не отдал её кому-то другому». Великое счастье, когда у тебя огромный выбор произведений. Как будто с неба падает божья благодать в виде творчества разных людей. Стараюсь найти время, чтобы прослушать всё. Это мучительный труд, потому что композицию нужно пропустить через себя, и от того, какое у тебя настроение, зависит её судьба. Иногда не обращаю внимания на стоящую вещь, потому что занят, расстроен или раздражён. А потом - бах! - прослушиваю ещё раз и понимаю, как же прекрасно звучит. Такое случается, а бывает и наоборот. Когда только вернулся из Америки, мы с Александром Морозовым (автор и композитор. - Прим. авт.) побывали в гостях у Анатолия Поперечного - великого, на мой взгляд, поэта. Он показал несколько текстов, в том числе «Душа болит». Тогда он меня не впечатлил, но потом я влюбился в эти строчки! С тех пор песня живёт со мной. На каждом концерте её пою. А ведь мог потерять, и кто-нибудь другой исполнял бы, как «сердце плачет». - На дворе зима, но я не могу не спросить про хит «Третье сентября». Он создан в 90-е, но пик его популярности пришёлся на наше время и с каждым годом только нарастает? В чём его феномен? - Впервые песня прозвучала по телевизору в 1994 году. Прекрасные стихи написал Игорь Николаев, великолепную музыку создал Игорь Крутой. Но время было непростое. Мало кто задумывался о чувствах, страданиях. Думаю, тогда она не многих тронула до глубины души, я её редко исполнял. Постепенно жизнь наладилась. Люди стали добрее, мягче, готовы услышать лирические слова. «Третье сентября» начали крутить радиостанции, меня просили исполнить её на концертах. Сегодня ни одно выступление не обходится без этой песни. Иногда меня приглашают выступить на каком-то корпоративном мероприятии, где спеть надо всего одну композицию. Угадайте, какую (улыбается)? Это, конечно, немного обижает. Но в то же время счастье - исполнить песню, которая трогает каждого человека. Главное, что она мне не надоедает. Не было такого, чтобы я сказал: «Ну вот, опять…». Каждый раз в этих словах нахожу для себя что-то новое. В этом есть какая-то магия. - Какой творческий тандем вам запомнился больше всего? - Много было хороших. Дуэт - вещь сложная, нельзя относиться к совместному исполнению спустя рукава. Недавно, например, с ST спели чудесную песню «Счастье любит тишину». Испытал наслаждение от работы с ним. Александр глубокий, философский человек, умный парень, замечательный поэт, хороший рэпер. Такое сочетание нечасто встречается. - Что вы не принимаете в современных исполнителях? - Считаю, любое творчество индивидуально, заслуживает внимания и уважения, но часто слышу много ляпов в песнях у молодых ребят. Не понимаю такое небрежное отношение к русскому языку. Думаю, это происходит не потому, что они не любят родную речь, их просто не приучили хорошо и правильно говорить. - Как со временем меняется ваша аудитория? - Ко мне приходят и бабушки, и дедушки, их дети с внуками… Иногда на сцену цветы выносят ребятишки, а ведь песни-то взрослые звучат. Вот и недавно так было. Спросил, сколько лет парнишке, он ответил - 13. На вопрос, откуда знает мои песни, сказал, что мама с папой их любят, и он тоже. Такая преемственность поколений мне приятна. Иногда стою за кулисами - уставший, замученный перелётами, недосыпом, сил нет. Выхожу на сцену - это состояние моментально испаряется. Потому что чувствую положительный заряд от публики, который окрыляет, словно в зале воздух волшебный. - У вас была небольшая эпизодическая роль в фильме «Москва на Гудзоне». Зовут ли сейчас сниматься в кино? - Находясь во второй половине жизни стараюсь больше времени уделять себе, близким и любимым людям. Браться за любую работу, которая потом может оказаться «не моей», не хочу. Есть масса достойных актёров с хорошими данными, которые сделают это намного лучше. Мой старший сын Дэвид работает с фильмами. Он продюсер звука для кино, очень продвинутый в этом плане человек. Я - нет. «Москва на Гудзоне» - скорее исключение из правил. Это было в Нью-Йорке в первые годы эмиграции. - Вы выступили в качестве артиста дубляжа в мультфильме «Храбрая сердцем». Как вам такой опыт? Интересный. И сам мультфильм классный. Но то, как я озвучил короля Фергуса, не понравилось. Думаю, голос неубедительно прозвучал, и это меня расстраивает. Хотя других моя работа впечатлила. Я не то чтобы строг, скорее придирчив к себе. - Поделитесь творческими планами. - Этот год для меня юбилейный. Скоро 75! Тщательно к нему готовлюсь. Надеюсь выпустить два абсолютно разных альбома. В первый войдут ремейки - старые композиции в новой обработке. Другой будет состоять из новых песен. Некоторые из них уже звучат на радио. Он не концептуальный - сборник моих треков, записанных на протяжении нескольких последних лет. В апреле в Москве состоится сольный концерт. Юбилей - это ещё и долгожданная встреча с друзьями. Хочется всем уделить внимание, сказать добрые слова. Особенно значимым стало для меня 65-летие. Тогда мне присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации. Узнал об этом из новостей. Такое признание меня родной страной - событие, которое запомнилось на всю жизнь. Визитная карточка Михаил Шуфутинский - певец, музыкант, шансонье, заслуженный артист Российской Федерации. Родился в Москве 13 апреля 1948 года. Отец был врачом, участвовал в Великой Отечественной войне. В пятилетнем возрасте потерял мать, его воспитанием в основном занималась бабушка. Окончил музыкальную школу по классу баяна и Московское музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова (ныне Государственный музыкально-педагогический институт). Выступал с различными ансамблями по всей стране. В 1981 году эмигрировал в США, где стал популярен благодаря выходу нескольких удачных альбомов и выступлениям в русских ресторанах. С 1990-го много выступал в России и вскоре окончательно вернулся на родину.