После Чебурашки - кот Матроскин!
Фильм «Чебурашка», помимо массы восторженных откликов от зрителей, собрал в прокате еще и около 6 млрд рублей. Впечатляющая сумма. А ведь у нас есть еще столько мультиков, которые можно превратить в такой же доходный продукт! Хотя дело, конечно, не только в деньгах. А еще и в том, что зрителю просто необходимо доброе семейное кино. Это и показал опыт «Чебурашки». И почему бы не пойти проторенной дорожкой и не снять киноадаптацию... ну например, мультика про Простоквашино!
Именно эта идея пришла в голову режиссеру Сарику Андреасяну. И он уже приступил к ее воплощению. Прежде всего выкупил права на экранизацию истории про дядю Федора, кота Матроскина и иже с ними у наследников Эдуарда Успенского. Сейчас уже кипит работа над сценарием и проводятся актерские кастинги. «Обещаем не подвести ожидания детей и взрослых всей страны!» - заявил Андреасян. Впрочем, некоторые критики уже отнеслись к обещанию режиссера скептически, припомнив ему провальный ремейк «Служебного романа» со Светланой Ходченковой и фильм «Тот еще Карлосон!» с Михаилом Галустяном. С другой стороны, у Андреасяна в обойме есть и удачные проекты, например, «Землетрясение» и «Непрощенный». Правда, они драматические и отнюдь не детские. Но вдруг с Простоквашино у него тоже все получится? Кстати, может, еще какие-нибудь мультфильмы просто созданы для того, чтобы смело шагнуть из сферы анимации в полнометражное кино?
- Чебурашка оказался так успешен потому, что он совершенно эксклюзивный персонаж, который никак не связан с советским социумом, - говорит известный киновед Александр Шпагин. - В отличие от остальных советских мультперсонажей. Во многих мультиках 1970-х звучала издевка над советской властью: от ироничного «скушай, деточка, яйцо диетическое» и «ходим мы по краю родному» из «Бременских музыкантов» до «фигвама» в «Трое из Простоквашино». В то время это работало. А сейчас работать не будет. Кроме того, все эти персонажи воплощали некие социальные мемы, которые в современных реалиях мало кому будут понятны. Поэтому, допустим, Волк из «Ну, погоди!» - хулиган и гопник - сейчас вообще будет неинтересен. То же самое и с «Трое из Простоквашино». Сняли ведь про них новый мультфильм в прошлом году. Кому-то он даже зашел. Но как по мне, так это совсем невозможно смотреть. Это, конечно, чуть лучше, чем ремейки «Кавказской пленницы» и «Джентльменов удачи». Но все равно впечатление грустное. Герои «Простоквашино» как будто не знают, что им тут делать. Они пытаются говорить на современные темы, а при этом корневым образом связаны с тем, советским пространством. Чебурашка выстрелил в большом кино, потому что он с тем пространством никак не связан. Он непонятно кто, существо с Марса, у которого нет ни пола, ни социальной принадлежности, ни даже породы. Но с персонажами из Простоквашино как раз все ясно. Это типажи из 1970-х. И будут встречены на ура только в одном случае: если в киноверсии они оттуда - из 70-х - на машине времени перенесутся сюда, к нам. Вот на этом перемещении можно построить сюжет: попадают они в наше время и ничего тут не понимают, но пытаются адаптироваться. Тогда это может сработать. Что касается других возможных мульткандидатур на продвижение в кинематограф... Ну вот сейчас снимаются «Бременские музыканты - 3». Мало было провала «Бременских музыкантов - 2», которые снял Александр Абдулов, так решили еще раз за них взяться... Сейчас вообще начнут эксплуатировать со страшной силой новых «чебурашек». Но я убежден, что всех их ждет провал. Однако почему бы не экранизировать сказки? Помните, министр культуры Ольга Любимова сказала, что хорошо бы снять «По щучьему велению»? Вот тут можно делать все что угодно. Фантазировать сколько угодно! Тем более что экранизация «По щучьему велению» Александра Роу, кстати, очень хорошая, давно забыта, не разошлась на фразы и цитаты. Поэтому можно еще раз экранизировать эту сказку и создать действительно нечто выдающееся. Мне еще кажется хорошей идеей экранизировать всю франшизу Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Это же типичное фэнтези!
Михаил Нечаев.
Фото: Кадр из
фильма «Чебурашка»