Геростраты и Геростратки. Как «проклятые Богом люди» уничтожают российскую культуру
Пожалуй, после Андрея Макаревича* это одна изсамых значимых фигур российской современной музыки, которая попала вреестр иноагентов. Основание стандартное— «открыто выступала вподдержку Украины, осуществляя концертную деятельность внедружественных странах спризывами против специальной военной операции, получала поддержку отиностранных источников». Один изсатирических Telegram-каналов предложил вменить ввину Земфире* то, что ей«приснилось небо Лондона»— это строчка изодной еепесни. Был итакой комментарий— «Абсолютная, конечно, глухота кпониманию масштаба себя ивсего вокруг».
Почему-то представляется, как впятницу после объявления очередного списка сотрудники министерства вкаком-нибудь недешевом ресторане обмывают свои успехи ирассуждают— незамахнутьсяли нам набольшее, Примадонну, например. И, естественно, говорят освоем всесилии. Раз ужэти заметки окультуре, позволим привести цитату изклассика. В«Похождениях бравого солдата Швейка» есть такая фраза: «Что представляет собой капитан посравнению свеликолепием природы? Такойже нуль, как илюбой зауряд-прапорщик».
Кстати, кэтой книге нашим цензорам стоилобы присмотреться— сплошная дискредитация армии. Правда, австро-венгерской армии, нобольно много параллелей ианалогий.
Соотнести масштабы своей личности с«великолепием природы» стоит идиректору театра «Современник» Юрию Кравцу. Именно его распоряжением отменен единственный спектакль сучастием Лии Ахеджаковой «Игра вджин». Руководство театра объяснило это протестами «разгневанных людей».
Стоит заметить, что «письма трудящихся» внашей истории занимают особое место. Втридцатые годы втаких письмах требовали расстрелять, как бешеных собак изменников Родины, всемидесятые призывали выгнать изстраны диссидентов. Потом трудящиеся вроде успокоились ивот опять появились. Однако нам представляется, что никаких писем небыло, покрайней мере, вбольшом количестве. Нобыл звонок поглавному телефону, по«которому директор всегда разговаривал стоя» (Юрий Герман).
Запретивший спектакль сучастием народной артистки Российской Федерации, лауреата Государственной премии РСФСР Лии Ахеджаковой директор Кравец— наш земляк. Доэтого работавший вМХТ, ранее окончил театральный факультет Саратовской консерватории, после этого работал первым заместителем министра культуры Саратовской области идиректором Саратовского академического драматического театра.
Итак-то унашего города репутация неочень, атут еще иэтот директор.
История сЛией Ахеджаковой имела неожиданное продолжение. Звезда «Иронии судьбы» Барбара Брыльска отреагировала нановость так: «Конечно, ей[Лии Ахеджаковой] нужно уезжать. Они недадут ейжизни, эти коммунисты, проклятые Богом люди».
Где скандал, там идепутаты. Парламентарий Ольга Занко пригрозила стереть Барбару Брыльску изфильма «Ирония судьбы, или Слегким паром» спомощью нейросети. Обэтом она написала всвоем Telegram-канале.
«Некогда любимая всей страной актриса Брыльска сделала свой выбор, назвав своих поклонников «проклятыми Богом людьми». Наша страна подарила ейславу ипочет, номытакже легко можем истереть эту актрису из«Иронии судьбы»,— отметила Занко, самостоятельно отредактировавшая отрывок изфильма Эльдара Рязанова иразместившая его усебя наканале.
«Заменила еенаВалентину Талызину, которая роль Брыльской в«Иронии» иозвучивала отидо»,— написалаона. Молодая, продвинутая— умеет пользоваться нейросетью— депутат, нонезнает, что такое авторское право. Или имсейчас все можно? Тогда ужнадо идти доконца, мало убрать только Барбару Брыльску, там еще иАхеджакова вэпизоде играет. Убрать ее, заменить, скажем, наДмитрия Певцова. Песни Пугачева поет— срочно поменять наЮлию Чичерину. Кстати, лучшебы вместо Талызиной наглавную роль вмонтировать Нонну Мордюкову. Представляете, сидит-грустит Женя Лукашин, атут сословами «Тызабыл уменя свой веник» входит Мордюкова? Нолучше вообще запретить фильм, разве «Елок» для новогодней ночи отснято мало?
Депутаты наши часто выступают сэпатажными заявлениями. Цель понятна— засветиться, нуичтоб начальство оценило. Нозасветиться самому посебе трудно, потому лучше прислониться кчему-то или кому-то великому. Внашем случае квсенародно любимому фильму. Один английский музыкальный критик как-то заметил— если ябуду ругать группу изсоседнего паба, меня мало кто заметит, еслиже напишу, что Beatles бесталанны, тозаметят многие. Вопрос, что скажут вответ, остается заскобками.
Внаше время, когда столь популярна психология, можно исэтой точки зрения посмотреть наслова ипоступки наших депутатов.
ВДревней Греции жил сапожник Герострат, вродном своем городе Эфесе онсжег храм Артемиды, чтобы прославиться. Получилось, хотя древнегреческий суд особо постановил никогда неупоминать его имени.
Впопулярной психологии есть термин— комплекс Герострата.
«Для человека стаким комплексом характерны постоянные попытки привлечь внимание его окружения: онхочет, чтобы онем говорили, хвалили иобожали. Малейшие неудачи иобделенность вниманием человек скомплексом Герострата перенесет тяжело. Для того, чтобы добиться одобрения состороны общества, онпойдет намногое— наложь, шантаж идаже физическое насилие. Такая манера позволяет выделиться изобщей массы ипривлечь внимание ксебе, заработать славу. Некоторые прибегают кэтой манере поведения внадежде заработать симпатию (общественности вцелом или конкретного индивидуума). Многие психологи твердо убеждены, что комплекс Герострата ивандализм— два тесно связанных между собой понятия».
Согласитесь, похоже.
Чтоже докультуры, тоначинается, аскорее продолжается, ееразделение наофициальную иальтернативную. Чтоже, мыэто уже проходили. Втелевизорах— Кобзон, Лещенко иЛюдмила Зыкова. Намагнитофонах Beatles, «Аквариум», Высоцкий. Сейчас, вкомпьютерный век, каждый может смотреть ислушать то, что онхочет. Иникакого значения неимеет то, что любимые певцы отмечены званием иностранный агент.
*Внесены минюстом РФвреестр иностранных агентов