Россияне потратили в 2022 году на покупки в интернете 4,98 трлн рублей
<p><span><span><span><strong>Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) считает, что показатели в 25%-30% стали ежегодным устойчивым показателем роста в российском </strong><strong>e-</strong><strong>commerce: при отсутствии критических изменений условий на рынке, и в том числе отсутствии валютных колебаний, такой же рост ожидается в 2023 году.</strong></span></span></span></p> <p><span><span><span>4,98 трлн рублей — общий объем интернет-торговли в России за 2022 год, рост год к году составил почти 30%.</span></span></span></p> <p><span><span><span>При этом большая часть продаж приходится на российские площадки, доля трансграничной торговли за год сократилась с 13% (показатели начала года) до 3,6%, 96,4% — доля внутреннего рынка: россияне потратили на покупки у отечественных ритейлеров 4,81 трлн рублей, рост составил 33%</span></span></span></p> <p><span><span><span>Доля интернет-торговли в общем объёме розничных продаж составляет 11,6% (в начале 2022 — 9,2%). При этом в непродовольственной рознице доля онлайн значительно выше, чем в продовольственной: 19,9% и 3,1% соответственно.</span></span></span></p> <p><span><span><span>Самое заметное увеличение спроса в 2022 году показали категории: "ювелирные изделия и часы" + 229% (самой дорогой покупкой, по данным АТОЛ Онлайн, стала подвеска из белого золота с бриллиантом за 1,5 млн руб.), "инструменты и садовая техника" + 200%, "аксессуары" (сумки, ремни, головные уборы и т.д.) + 94%, "спорттовары" +90%, "зоомагазины +76%". Однако, пока в целом по объёмам продаж эти категории не вошли в рейтинг самых популярных.</span></span></span></p> <p><span><span><span>Большая часть всех покупок в интернете — более 75% по-прежнему приходится на топ-5 товаров, и распределение мест в этом рейтинге остаётся неизменным практически третий год, несмотря на некоторые рокировки в отдельные месяцы. На первом месте по популярности находится электроника и бытовая техника — 22% в общем объёме продаж, далее следует мебель и товары для дома — 18,3%, одежда и обувь — 14,5%, продукты питания — 13,2%, товары для красоты и здоровья — 7,7%.</span></span></span></p> <p><span><span><span>Партнер АКИТ — компания АТОЛ, выяснила, проанализировав позиции в чеках, какие именно товары приобретали жители страны в интернете. В категории "электроника и бытовая техника" самая высокая частота заказов пришлась на пылесосы, кофемашины, фильтры для воды, фены и стайлеры для волос. Как сообщили аналитики АТОЛ Онлайн, в категории "Мебель и товары для дома" чаще всего покупали предметы интерьера, однако в этой категории оказалась самая дорогая онлайн-покупка — комплект мебели за 3,1 млн руб. в "одежде и обуви" часто заказывали туфли и кроссовки. В продуктовой категории наибольшим спросом пользовались хлеб, сыр, фрукты, молоко и питьевая вода, при этом доставку продуктов из магазинов заказывали в 6 раз чаще, чем готовую еду из ресторанов и кафе. </span></span></span></p> <p><span><span><span>Президент АКИТ Артем Соколов: "Почти 5 триллионов рублей — сумма впечатляющая, однако мы понимаем, что это далеко не предел интернет-торговли. В прошедшие годы бустерами для развития становился ряд не всегда положительных факторов, но мы уверены, что при их отсутствии в 2023 рост вполне может составить 25%-30% — это уже устойчивый тренд. При этом есть еще одно условие — покупателям должны предлагаться действительно качественные товары и широкий ассортимент, это сегодня становится задачей номер один для всего ритейла. Однако в категории алкоголь продолжается рост теневого рынка онлайн-торговли: незаконный оборот алкоголя в интернете достигает 30 млрд рублей в год. Этот канал необходимо взять под контроль, и, наконец, также, как и остальные категории, учитывать в общероссийской статистике".</span></span></span></p> <p><span><span><span>Заметные изменения в 2022 году произошли в топ-10 самых активных регионов: в нем появился Воронеж. В предыдущие годы и даже еще в первом полугодии 2022 года он был лишь на 15 месте, однако в годовом рейтинге это регион вытеснил Татарстан, опередил Самару и Красноярск, поднявшись вверх сразу на несколько строчек. Итог выглядит так: в общем объеме покупок на Москву приходится 19,4% (доля уменьшилась за год на 1%); Московская область — 10,7%, Санкт-Петербург — 7%, Краснодарский край — 4,7%, Ростовская область — 2,6%, Свердловская область — 2,6%, Нижегородская область — 2,1%, Воронежская область — 2,0%, Самарская область — 2,0%, Красноярский край — 1,8%.</span></span></span></p> <p><span><span><span>Что касается юридических лиц, представленных в интернет-торговле, по данным IT-компании OFD.ru, больше всего на сегодня в e-commerceиндивидуальных предпринимателей — 40 784 ИП, из них новых, впервые зарегистрировавшихся в 2022 году 9 771. ООО в e-commerce — 30 638 компаний, новых из них — 4 681, других форм юридических лиц — 4 016, новых — 335.</span></span></span></p>