«Клетка ищет птицу» — единственный российский фильм на этом Берлинале

Обновлено в 18:30

«Клетка ищет птицу» — единственный российский фильм на этом Берлинале
© BFM.RU

Малике Мусаевой 31 год, она ученица сокуровской Кабардино-Балкарской мастерской. Позже она также окончила магистратуру в Гамбургской медиашколе. К тому же ее семья несколько лет жила в Германии, там Малика училась в начальной школе.

Первоначально у нее была идея снимать фильм о чеченских беженцах в Европе. Она подавалась на финансирование, но ничего не получалось. Тогда Сокуров предложил запуститься через его фонд «Пример интонации». «Клетка ищет птицу» — дебютный полный метр Мусаевой. Сама режиссер говорит, что это фильм о несвободе, невозможности выбирать свою дорогу и взгляды. Главные героини — две девушки, живущие в селе и мечтающие после школы уехать в город.

Хочет уехать и старшая сестра одной из героинь, но ее удерживает маленький ребенок. Женщина хотела бы развестись, но опасается, что ей придется расстаться с сыном. Все актеры в картине — непрофессионалы, жители села Аршты в Чечне, откуда родом режиссер. Продолжает Александр Сокуров, который выступил художественным руководителем проекта:

Александр Сокуров режиссер «Это абсолютно художественное произведение, на мой взгляд, не имеющее никаких социально обостренных корней. Это история жизни женщин или даже одной сельской чеченской семьи, у которой есть традиционные для Чечни, а может быть, и для мусульманского мира особые проблемы. Будем надеяться, что на территории РФ этот фильм нам удастся как-то убедить разрешить показывать, а по миру фильм пойдет обязательно. На таком уровне вообще фильмы из этого региона никогда не попадали на фестивали, потому что просто не было такого уровня молодых мастеров. Кинематограф в чеченском секторе неразвит, хотя министерство культуры выделяет большие деньги для развития. Думаю, что документальные фильмы были, а игровое произведение, большое, содержательное, с драматургией, — это событие. У Малики было много вариантов монтажа, что говорит о том, что она молодой, но очень вдумчивый и профессиональный, самокритичный мастер. По-моему, вариантов шесть монтажа было. Я горжусь ею».

У картины непростая фестивальная судьба: ранее ее не взяли в Канны. Сокуров прошлой весной назвал это дискриминацией со стороны оргкомитета. Позже один из фестивальных кураторов заявил «Бюллетеню кинопрокатчика», что фильм просто не вписался в общую концепцию конкурса того года. В программе Encounters, в которой фильм покажут в Берлине, обычно демонстрируют максимально новаторские картины.

Сокурсники Мусаевой из года в год представляли российское кино на крупнейших международных киносмотрах: Кантемир Балагов с «Теснотой» и «Дылдой», Кира Коваленко с «Разжимая кулаки», Владимир Битоков с «Глубокими реками» и «Мама, я дома», Александр Золотухин с драмами «Мальчик русский» и «Брат во всем». Но это все было до 2022 года. Как фильм Малики Мусаевой примут в Германии сейчас? Мнение киножурналиста из Берлина Марины Латышевой:

Марина Латышева киножурналист из Берлина «Мне кажется, весь этот курс Сокурова — это всегда большие ожидания. Был Балагов, была Кира Коваленко, был Битоков, Золотухин. Естественно, нового представителя/представительницу этой школы ждут. Что касается споров, мне кажется, что, конечно, споры есть в принципе в обществе. Но все фестивали очень четко дали понять, что они не бойкотируют российскую культуру в целом, они не хотят видеть у себя фильмы, которые финансируются государством, но независимых авторов они видеть всегда рады. Фильм этот совместного производства, он на чеченском языке. Все нормально в этом смысле».

Лента «Сказка» самого Александра Сокурова в прошлом году стала одной из главных премьер на фестивале в швейцарском Локарно, но наград не получила.