Феллини на сцене Театра Вахтангова: каким получился спектакль по мотивам фильма "8 1/2"

Картина "8 1/2" не нуждается в особом представлении — классика мирового кинематографа, одна из вершин творчества Федерико Феллини. Появившись на экранах в 1963 году, этот фильм-размышление, где смешиваются реальность и фантазии главного героя, породил немало других проектов, созданных под впечатлением от него. Режиссер Лейла Абу-аль-Кишек перенесла героев Феллини на Новую сцену Театра им. Евгения Вахтангова. На предпремьерном показе побывала редактор раздела культуры ТАСС Дарья Шаталова.

Феллини на сцене Театра Вахтангова: каким получился спектакль по мотивам фильма "8 1/2"
© ТАСС

Гвидо Ансельми, главный герой фильма "8 1/2", — успешный режиссер, переживающий духовный и творческий кризис. Он пытается найти "зерно" будущей картины в собственных переживаниях, детских воспоминаниях и конфликтах, снах и фантазиях. Уже заказаны дорогие декорации, актеры проходят кинопробы, продюсеры постоянно напоминают о сроках и своих вложениях, но Гвидо всеми способами отодвигает съемки — сценарий никак не складывается, а сам он все глубже погружается в рефлексию.

Феллини показал внутренний мир художника, облек в форму поток сознания, из которого рождаются произведения, поэтому историки кино и критики сходятся на том, что для него эта работа была автобиографична. Вероятно, для Лейлы Абу-аль-Кишек это стало одной из причин взяться за постановку "8 1/2" на сцене — молодого режиссера привлекают истории, основанные на событиях из жизни людей искусства. В репертуаре Вахтанговского театра есть спектакли Лейлы "Фрида. Жизнь в цвете" (2018), "Нижинский. Гениальный идиот" (2019), "Обещание на рассвете" (2021), созданный по мотивам автобиографического романа Ромена Гари. Абу-аль-Кишек в манере одновременно документальной и фантазийной рассказала о переживаниях художницы, артиста балета, писателя, теперь — режиссера.

Перевод на театральный язык

Созданием сценической версии "8 1/2" занимался Станислав Барышников, который с Лейлой Абу-аль-Кишек работает не впервые. Вместе они переосмыслили киносценарий, поэтому постановку лучше смотреть, абстрагировавшись от картины Феллини. Вахтанговский спектакль — самостоятельное произведение, где артисты по-своему интерпретируют образы знакомых героев, а характеры окрашиваются оттенками, которых в киноверсии не было.

Так, например, одним из ярких, притягивающих внимание персонажей стала студентка философского факультета Глория Морин, которой в фильме уделялось не так уж много экранного времени. У Феллини эту роль играла Барбара Стил, актриса с таинственным, пронзительным взглядом, получившая известность как "королева крика" после активных съемок в итальянских хоррорах. Ее Глория была сдержанной и загадочной, будто вышедшей из нуарных картин. В спектакле все совсем иначе: в исполнении молодой актрисы Ирины Смирновой Глория динамичная и громкая, даже развязная, этакая нимфетка-тусовщица, которая во всем ищет выгоду для себя. Она носит мини и ботфорты, почти все время пританцовывает и полностью берет контроль над влюбленным в нее Марио (Владислав Демченко), которому годится в дочки.

Луиза Ансельми, жена главного героя, сыгранная заслуженной артисткой РФ Анной Дубровской, в театре стала более властной и роковой, чем в фильме. Она появляется в элегантных платьях-футлярах, отрезвляет Гвидо и не желает оставаться в его тени — она претендует скорее на роль голоса разума в его жизни. Что сильно подчеркивает разницу между ней и любовницей мужа Карлой (блестяще воплощенной Яной Соболевской) — глуповатой, подчеркнуто театральной, как и Гвидо, живущей фантазиями.

Гвидо, каким его воплотил Владимир Вдовиченков, — растерянный, уставший от всех и от всего мужчина. Он бывает счастлив в собственных фантазиях, например когда представляет, что все появлявшиеся в его жизни женщины теперь стали частью его гарема. Но даже в мечтах режиссера они умудряются устроить бунт. Эта сцена в спектакле получилась одной из наиболее фееричных и смешных. Во многом благодаря появлению Веры Новиковой в образе Жаклин, которую из-за возраста собираются переселить на верхний этаж воображаемого гарема и лишить внимания Гвидо.

Особенности постановки

Как и фильм Феллини, спектакль "8 1/2" получился в черно-белых тонах — цвет появляется лишь на костюмах некоторых второстепенных персонажей. Например, уже упомянутой Жаклин в пышной голубой пачке с перьями или Кардинала (Юрий Красков) в пурпурном облачении. Несмотря на то что в театральную версию не вошли все сцены из фильма, постановка вышла достаточно масштабной и продолжительной — предпремьерный спектакль вместе с антрактом длился 3,5 часа. При этом актеры все время существовали в одних и тех же декорациях, которые трансформировались и обыгрывались по-новому в зависимости от ситуации.

Сопровождает спектакль старинный барочный напев Lamento della ninfa ("Жалоба Нимфы") на музыку итальянского композитора Клаудио Монтеверди, в котором нимфа жалуется Амуру, что возлюбленный бросил ее ради другой. Эта мелодия лейтмотивом проходит через все действие и достигает своей кульминации, когда в полумраке, как статуя замерев на постаменте, арию начинает петь Луиза. Запутавшийся в чувствах, желаниях и поступках Гвидо в это время сидит, забившись под барную стойку.

Интересно в спектакле обыграна тема клоунады, которая часто сквозила в творчестве Феллини и в его жизни (в детстве режиссер мечтал стать директором цирка): время от времени на сцене, как безмолвный наблюдатель, появляется Рум (еще одна роль Юрия Краскова в этом спектакле) — мим, играющий на концертине, старинной маленькой гармошке. Тоже одетый в костюм и одинокий, он напоминает двойника главного героя, скорее всего, созданного его же фантазией.

Отличить, где правда, а где вымысел Гвидо, сложно — герои из прошлого разговаривают с ныне живущими, в разгаре кинопроб режиссер с помощью браунинга и силы своего воображения избавляется от нанятого им же самим критика Карини Домье (Олег Лопухов), а позже метафорически стреляет и себе в голову. "Мы поглощены изображениями, словами и звуками, не имеющими права на существование, появляющимися из ниоткуда и исчезающими в никуда", — говорит Карини. Гвидо осознает, что, показав свои ошибки и переживания в фильме, он не сделает зрителей лучше или счастливее. Он решает быть честным с собой, просит вернуться ушедшую от него Луизу и отменяет съемки. Декорации, созданные "для фильма", начинают разбирать, не дожидаясь конца спектакля.

Дарья Шаталова