"Трудности есть, но острый звук должен появиться": Сергей Воробьёв об "Опасных связях" в Омске
Дирижёр-постановщик мюзикла "Опасные связи" рассказал об оркестровке музыкального материала, написанной специально для премьеры спектакля в нашем городе. В Музыкальном театре продолжается работа над мюзиклом "Опасные связи" (18+). Смычки наканифолены, трубы "разогреты", дирижёр-постановщик вносит правки в разобранные музыкантами партии виконтов и маркиз. Делает это незамедлительно, поскольку именно оркестр определяет канву спектакля. Первая версия постановки называлась "Территория страсти", премьера состоялась в Москве в 2014 году, прошла она под инструментальную фонограмму. Живого аккомпанемента у спектакля никогда не было, поэтому для премьеры в Омске специально была создана оркестровка материала. Об особенностях партитур, задачах оркестра и отличии дирижирования мюзиклом от оперы мы поговорили с Сергеем Воробьёвым, дирижёром-постановщиком "Опасных связей". - Сергей Петрович, в "Опасных связях" вы выступаете дирижёром-постановщиком, в чём заключаются особенности этой работы? - Дирижёр-постановщик - тот дирижёр, который впервые ставит произведение. Дирижировать исполнением во время самого спектакля уже может другой человек, но только когда оркестр уже будет полностью понимать свои задачи и все нюансы исполнения материала. Сейчас мы занимаемся оркестровыми репетициями, на которых активно оттачиваем исполнение мюзикла. - На что в этом материале вы хотите сделать акценты? - Как вы знаете, большинство мюзиклов пишется фонограмно, совсем немногие из них выходят в свет вместе с оркестром. За свою десятилетнюю историю "Опасные связи" впервые будут исполнены с оркестром - ранее спектакль существовал лишь в фонограммном режиме. Нам нужно перенести фонограмму в оркестровый режим: развести партии для различных групп инструментов. Параллельно хочется подчеркнуть характеристики персонажей: они в "Связях" положительные, отрицательные, комические, лирические. Каждая особенность должна быть отражена в оркестровке. Поэтому при работе мы отталкиваемся от драматургии. Отсюда и разнохарактерность номеров. Несмотря на то, что состав оркестра всегда один: в мюзикле прозвучат и симфонические баллады, и роковые арии. Не видя героев, зрители услышат каждого персонажа. - Какие для этого используете приёмы? - Есть в спектакле лирические персонажи - на них подключаем струнную группу. Она играет иногда очень медленно и драматично, что, безусловно, подчёркивает наших героев. Когда на арену выходят персонажи другого плана - язвительные, негативные, то вступает медь со своим бархатным звучанием, со своим точечным звучанием, со своими пачечками оркестровыми. Тогда, собственно, и возникает интерес к этому спектаклю, поскольку мы видим разных персонажей и слышим это в оркестре. - На репетиции вы часто просите оркестр играть "с движением", почему оно здесь так необходимо? - На моменте репетиций мы ориентируемся на фонограммное звучание и на то, какие задачи перед оркестром ставит музыкальный руководитель - Глеб Матвейчук. Да, технические сложности есть, но постоянно останавливаться на них и думать о них сейчас мы уже не можем. Поэтому забывать про темп нельзя. Движение оживляет музыку, именно оно как раз и раскрывает характеры сценических образов. - Что свойственно партитурам "Опасных связей"? В чём их особенность? - Смотрите, оркестровать мюзикл - дело непростое. Человек, находясь в студии звукозаписи, может написать великолепную палитру звуков, используя инструменты, которых в оркестре просто нет. Поэтому при переносе в оркестр мюзикловой музыки, что-то нивелируется. Тем не менее мы стараемся достигнуть того, чтобы транслировалось заложенное ранее именно нашим составом. Мы привыкли играть разную музыку: Чайковского, Рахманинова. Но мюзикл - это в корне совершенно другой жанр, в котором ставятся другие задачи, чтобы атмосфера спектакля действительно задела каждого зрителя. - В чём заключаются эти задачи? - Допустим, есть у нас в спектакле персонаж Маркиза де Мертей. У неё есть великолепная песня "Летучая мышь", там задача струнной группы играть очень быстро и очень легко. Да, трудности есть, тем не менее острый звук должен появиться - он раскроет манипулятивность и гордость героини. Духовые пачки и аккорды, звучащие вместе, тоже будут работать на раскрытие персонажа. Если честно, все задачи только на это и направлены. Отражение сущности героя с помощью звука - вот суть работы оркестра в театре. - Сергей Петрович, будет ли отличаться дирижирование мюзиклом от управления музыкой во время оперы? - Да, безусловно. Опера - это постоянное звучание музыки. Для дирижёра этот жанр в чём-то проще, мне не нужно делать пауз. В мюзиклах мы работает по номерной системе, должны выдерживать предполагаемые паузы, во время которых происходят диалоги. Необходимо постоянно следить за тем, что происходит на сцене. - Как мы уже сказали, "Опасные связи" впервые будут исполнены с живым оркестром. Как по-вашему, исполнение музыкальных спектаклей под фонограмму - это не умертвление музыки? - Сейчас уже какое-то время на экране наших телевизоров существует такой момент: сидит оркестр, играет, но параллельно звучит и фонограмма. Приём называется дабл-трек - он часто используется и в театре. Но есть спектакли, которые идут только под фонограмму. Я не считаю, что это умертвляет ситуацию, но тем не менее звучание живого оркестра всегда даёт людям тот импульс, чтобы "душа свернулась, развернулась, свернулась, развернулась". Это то, что люди запоминают, и то, на что приходят в наш театр - да, именно за оркестровым звучанием. Живая музыка в театре - это очень важный момент. Подготовка к мюзиклу, можно сказать, кипит. Ранее хореограф-постановщик Ирина Сатюкова уже рассказала нам о том , что артисты балета выступают не просто героями, а являются сущностями и чувствами, которые передают столкновение мужчины и женщины. Художник по костюмам Елена Симонова приоткрыла тайны объёмных костюмов , а Александра Каспарова поделилась, как проходил кастинг на главные роли . Фото: Илья Петров