Рецензия на первый сезон анимационного альманаха "Антология русского хоррора: Красный состав"
Революционный Петроград, кишащий большевиками и монструозными крысами. Кровожадные вурдалаки в сербском захолустье. Хтоническое "замкадье". VR-игра, высасывающая душу. Княжеские дружинники в постапокалиптической пустыне. Жизнь и смерть нелюдимого гробовщика. Этот пестроватый набор историй выходит под обложкой альманаха "Антология русского хоррора: Красный состав", в котором на первый взгляд опознается российский ответ "Любви, смерти и роботам". Однако авторы "Состава" Алеша Климов и Юрий Степанов утверждают, что придумали свой проект еще до выхода хита Netflix (хотя рады сравнениям), а производили его формально в Канаде и Молдавии. Так что "Антология" — не то чтобы ответ и не то чтобы российский: в международной версии, скажем, ни о каком "русском" хорроре речи не идет, альманах называется просто "Красный состав" (или "Красная железная дорога"), а описывается как сборник адаптаций работ "знаменитых европейских писателей". "Знаменитые европейские писатели" — это Александр Пушкин, Алексей Толстой, Александр Грин и Василий Жуковский, а также их коллеги помоложе — Дмитрий Быков и Дмитрий Тихонов. Последний, пускай и причислен к знаменитым, все-таки, надо думать, нуждается в представлении: автор фэнтезийной и хоррор-прозы, в какой-то момент писавший для издательства Bubble комиксы про Бесобоя и майора Грома и снискавший любовь посетителей сайта "Лаборатория фантастики". Все это перечисление имен, впрочем, довольно бестолковое занятие, поскольку их произведения были сильно ремиксованы режиссерами и сценаристами из разных стран, а в паре случаев — изменены до неузнаваемости. "Гробовщика" и "Крысолова" снабдили фэнтези-конкретикой, "Семья вурдалака" стала приключенческим боевиком, баллада Жуковского "Лесной царь" (в свою очередь адаптировавшая балладу Гете, адаптировавшую скандинавскую легенду) превратилась в киберпанк-триллер, а фамилия того же Тихонова вообще не вполне понятным образом добралась до титров (короткометражка "Князь", в которой упорно пародируется "Безумный Макс: Дорога ярости", толком ничего общего не имеет с его рассказом "Беспросветные"). Не сказать, чтобы из "Антологии русского хоррора" вышел сборник золота от анимации (впрочем, "Любовь, смерть и роботы" тоже таковым не назовешь). Какие-то недочеты можно отыскать почти в каждой из шести работ: некоторые ("Князь") получились совсем тоскливыми, некоторых ("Гробовщик") от идеала отделяет одна-единственная, но сильно раздражающая деталь, некоторые ("Можарово" с его опостылевшими ужасами провинции и "Лесной царь" с нелепой чернозеркальностью) выглядят сомнительно с точки зрения месседжа. И тем не менее "Красный состав" умудряется склонить на свою сторону какой-то совокупностью факторов: там здорово нарисовали (бумажный стоп-моушн "Гробовщика" и ротоскопия "Можарова"), здесь забавно перекроили оригинал (веселый экшн "Дочери крысолова" и "Семьи вурдалака"). В принципе многое можно простить уже за одну задумку: российский хоррор вещь не самая широко представленная в популярной культуре, и тому, кто готов доставать эти сокровища на свет, хочется пожелать только удачи. Вдоль этой дороги, может, мертвые с косами и стоят, но уже хотя бы без тишины.