"Подходит ко мне американский полицейский и просит сфоткаться…" Безруков рассказал о съемках в фильме "Нюрнберг"
Сергей Безруков в фильме Николая Андреева "Нюрнберг", который можно увидеть в кино со 2 марта, сыграл роль государственного обвинителя со стороны Советского Союза Романа Руденко. Именно благодаря Руденко фашистские преступники не смогли избежать наказания на Нюрнбергском процессе, который проходил в 1945 - 1946-м годах.
- Насколько вы похожи на героя в фильме?
Сергей Безруков: Роман Андреевич Руденко был украинцем с особенностями южного говора. Мы договорились с режиссером Николаем Андреевым, что не будем копировать его произношение. Я сыграл многих исторических персонажей и хотел везде в точности на них походить. Но здесь мы пошли принципиально другим путем. Я ни внешне, ни в речах не похож на Руденко. Кстати, есть кадры хроники, его выступление можно послушать. Но была одна черта, которую нам хотелось подчеркнуть.
- Какая?
Сергей Безруков: Звенящая нота. То, что это речь не современного обвинителя. И в то же время важно было не скатиться в пародию.
- Как эта роль далась вам?
Сергей Безруков: Когда Николай позвонил и сказал мне, что есть небольшая, но очень важная роль, он отметил, что важно чтобы обвинительные тексты были живыми и от меня многое зависит. Да, роль небольшая, но именно благодаря Руденко многие нацистские преступники не избежали сурового наказания, что могло произойти совершенно неожиданно из-за американцев. Потом оказались бы в Америке и все было бы по-другому.
- Многие отмечают работу художников, которые в точности воссоздали зал Дворца правосудия в Нюрнберге.
Сергей Безруков: Я был в этом зале в Нюрнберге и поразился работе художников-постановщиков, построивших в точности этот зал на "Мосфильме". А еще отмечу артистов массовых сцен. Не все из них были иностранцами. Подходит ко мне американский полицейский: "Можно сфоткаться?" А это наш актер, просто по типажу так похож! А иностранные актеры , сыгравшие Геринга, Паулюса! Понимаю, что это съемки, но артисты же погружаются в атмосферу, чувствуют, живут в кадре. Поэтому типажи - до мурашек. Например, Кантелю… Кантленлю…
- Эрнст Кальтенбруннер, начальник Главного управления имперской безопасности СС.
Сергей Безруков: Не буду выговаривать. Мне это противно как внуку двух дедов, которое воевали. Но его играет Михаэль Эпп. Мы с ним снимались в другом фильме и он меня уже убивал по сценарию. При этом с Михаэлем мы прекрасно общались, когда были со спектаклем "Высоцкий. Рождение легенды" в Берлине, Эпп приходил со всей семьей.
- А сейчас общаетесь?
Сергей Безруков: В последнее время сообщений от него нет. По разным причинам. Хотя переписывались. У Михаэля так сложилась судьба, что один дед был фашист, а второй - англичанин. То есть по его семье прошла полоса разделения. С одной стороны фашисты, с другой - антифашисты.
- Еще один зарубежный актер, который идеально сыграл циничного Геринга - датчанин Карстен Нергор.
Сергей Безруков: Был такой эпизод на съемках. Я произношу обвинительную речь, потом поворачиваюсь и Карстен показывает два больших пальца и я читаю по его губам: "So good" ("Очень хорошо" - англ.). Такие эпизоды возвращают из ужаса тех времен, в которые погружаешься на съемках.
- В чем была главная сложность?
Сергей Безруков: Произносить речь с холодной энергией металла, когда внутренние слезы душат. Твой голос не может дрожать, когда на суде представлены зверства фашистов из концлагеря Освенцим. Смотришь на засушенную голову узника концлагеря, которая стояла на столе у директора, смотришь на перчатки, дамские сумки, абажуры из человеческой кожи. И понимаешь, что это грим, пластика. Но при этом понимаешь, что так было и что это правда, представленная советской стороной, которой многие тогда не знали или отказывались верить. Вроде бы кино. Вроде бы "Геринг" показывает тебе большой палец. Но все остальное, если отбросить эти моменты, - правда и воспроизводится точно, эмоционально и правдиво.