Войти в почту

К черту такой рай, в котором нужно работать!

Украинским беженцам советуют не ехать в Канаду, пишет «Страна.уа». Один из переселенцев в соцсетях посоветовал не приезжать в Канаду семейным парам с маленькими детьми. «Даже не думайте приезжать, если вы не знаете языка. У вас семья, ребенок, жена, которая не планирует работать. Если вы живете в Европе, кое-как устроились там на каком-то бесплатном жилье, устроились на работу, сидите там и считайте за счастье, вообще не суйтесь сюда, даже не думайте. Потому что без языка вы будете только «стоять на лопате». Даже если вы будете брать еду в фуд-банках, вам все равно не будет хватать», – предупредил он.

К черту такой рай, в котором нужно работать!
© Свободная пресса

Еще одна беженка, Алина Ивенко, в свою очередь, пожаловалась на «отсталость» Канады.

«Мы все выросли на фильмах, где Америка и Канада показаны как процветающие страны, все такое новомодное и нафаршированное. И когда я ехала сюда, думала, что столкнусь с технологиями, а будто попала на десять лет назад», – рассказала она, добавив, что многие канадцы до сих пор пользуются уличными «дисковыми телефонами», пишут бумажные письма и оплачивают покупки чеками.

Живущая в Канаде Анастасия Муар, назвала «самым болезненным» в Канаде высокие налоги, а также раскритиковала «медленную банковскую систему, которая застряла в далеком прошлом». Киевлянка Вероника, проживающая в Торонто, пожаловалась проблемах с канадской медициной. «Чтобы попасть к врачу, можно ждать месяц. А в больнице скорой помощи я с сыном с температурой больше 40 прождала восемь часов на стульях. На Украине можно и к специалисту на прием попасть, и анализы сдать за один день. Тут все очень медленно. Будто я попала назад в 90-е. И так повсюду», – утверждает она.

В марте прошлого года Канада дала украинцам экстренное разрешение на приезд в страну, при этом прибывшие не имеют статуса постоянного жителя или беженца, они могут остаться на три года в качестве временных резидентов. И вот такая вот благодарность. Что им не нравится? Они чего ожидали вообще? Или зажрались?

– Не без этого, – считает доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им В.Г. Шухова Михаил Игнатов.

– Поведение капризных детей, которым все должны просто «потому что». Это с одной стороны. А с другой – случилось крушение «воздушных замков», созданных массовой культурой Запада – образ жизни, преподносимый в мейнстримовых фильмах и сериалах, оказался во многом выдумкой. По крайне мере, если говорить о судьбе иммигранта. Как бы это удивительно ни было, но, к примеру, уровень распространения и качества того же интернета в странах бывшего СССР на голову выше. Или банковских услуг. Да много чего ещё. Но украинцам уверенно вбивали в голову обратное, мол тут грязь и разруха, а там молочные реки и кисельные берега. Обманули детей, а теперь они кричат и плачут. Было бы их жалкох, если бы детки при этом не были взрослыми людьми.

«СП»: – На Западе на это пока смотрят сквозь пальцы? Укробеженцы со своими претензиями им еще не надоели?

– Если говорить об обывателях, которым приходится иметь дело непосредственно с украинскими беженцами, то там терпение уже кончилось. В Европе уже много случаев банального избиения, особенно в Польше. Думаю, и в остальных странах нечто подобное имеет место быть. Другое дело политики. Вот им «монета» украинских беженцев крайне важна для оплаты своих нужд и нужд военно-промышленного комплекса своих стран.

«СП»: – А украинцы всерьез рассчитывали, что их там поселят на виллах, будут бесплатно кормить устрицами и устраивать культурную программу? Чего они реально ждали?

– Они ждали рая на земле, который им уверенно продавали на всех Майданах. Сначала рая европейского, а потом и американского. Жизни в таком месте, как было спето Егором Летовым, «где совсем не надо будет умирать». Украинцев одурманили сказкой о высоком уровне потребления и комфортной жизни при малых трудозатратах. А заодно ещё и логику объявили лженаукой. Печальный финал этого действа мы с вами теперь можем наблюдать. Главное самим не забыть сделать выводы из этой «сказки».

«СП»: – Украинцы зачастую идеализируют Запад, тогда как во многом стали жить едва ли не лучше, чем там. Отсюда и ощущения украинцев, что в ЕС им будет лучше. Нет ли тут ошибки стереотипов?

– Это ошибка отключения критического мышления и отказа от логики. Эту ошибку породило мощнейшее когнитивное воздействие Запада, осуществленное через медиа, политиков и подконтрольных олигархов. С украинцами был проведён жесточайших эксперимент когнитивной войны – настоящей войны будущего. Здесь можно было бы долго перечислять образы и идеи, использованные для воздействия на сознание жителей Украины, но сведу все к общему – главным было утверждение того, что здесь ад, а там рай.

«СП»: – А у нас? Мы ведь тоже привыкли идеализировать Запад, считать, что жить по западному образцу – единственно правильный путь. Мы в этом чем-то отличаемся?

– У нас во многом аналогичная ситуация. Трагедия Украины, то как ее «подвели под монастырь» страны Запада – для нас важнейший урок. Всю глубину проводимой против нас подготовки мы начали осознавать лишь после начала СВО. Многие этому осознанию сопротивляются, считая условные «джинсы и жвачку» главными достижениями человеческой цивилизации. Мы воюем с обществом потребления. Причем не только в его классическом варианте, но и с обществом потребления впечатления. Запад умеет продавать хорошее впечатление о себе – фильмы, музыка, игры и т.д. Все это продажа своего имиджа. Мы должны учесть опыт как продажи хорошего впечатления о себе, так и опыт украинского крушения.

«СП»: – Что нужно, чтобы эти стереотипы навсегда ушли из голов и украинцев, и россиян?

– Та культурная надстройка, что смогла быть установлена Западом в головы украинцев и многих россиян, опиралась на капиталистический рыночный базис. Проще говоря, мы смотрели их фильмы, слушали их музыку и т.д. и т.п., потребляя их образ жизни, во многом из-за того, что наш способ хозяйства, после крушения СССР, стал зависим от их. Мы не могли сопротивляться их культуре и их образам, не имея средств на свою культуры и свои образы. Ситуация стала резко меняться. Извините, но тот же успех фильма «Чебурашка» – это не просто успех каких-то деятелей кино, а успех нашей культурной надстройки. Показатель того, что маятник качнулся в правильную сторону. И ведь он не единичный – множество отечественных сериалов уже отняли зрителей у западных продуктов, благодаря отечественным стриминговым сервисам. И т.д. Тут можно много и долго приводить примеры. Главное тут, что в условиях, когда наша экономика становится независимой от их экономики, становится независимой и наша культура. Суверенная культура – суверенное сознание!

– Вряд ли стоит бросать этим людям упреки – мол «зажрались». Они пали жертвой не только войны, но и пропаганды, которая велась задолго до военных действий и продолжается сейчас, – считает политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал.

– В основе этой пропаганды простейший и древнейший феномен: люди знают на собственном опыте трудности и радости своей ежедневной жизни, но проблемы демонстрировать не склонны («что люди скажут!»). В итоге каждый видит в чужой жизни в основном радости, ибо не знает проблем и цены этой радости.

На индивидуальном уровне это выливается в зависть к соседу и в комплексы: «У всех всё хорошо – а я неудачник!».

На межрегиональном и международном уровне это выливается в принцип «хорошо, где нас нет». И это касается всех и везде.

Если же немного систематизировать, «подкрутить» эти особенности социальной психологии – получаем так называемую «мягкую силу», пропаганду образа жизни. Но ведь это очень старая иллюзия. Всегда «там» и «у них» кажется лучше и интереснее чем «здесь» и «у нас». И «никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Евангелие от Луки 4:24)

Но нельзя говорить, что «мы привыкли, что жить по западному образцу – единственно правильный путь». Мы не привыкли – но нас приучают. Как этому противостоять? Говорить правду. Вести умную пропаганду – не так топорно, как на центральных каналах. Сейчас ситуация в «ящике» выглядит так, будто «там» совсем плохо, а у нас исключительно хорошо. Но люди знают, повторю, не только свои радости, но и свои проблемы. И рассуждают так: «Ага, они показали у нас только хорошее – а у меня во дворе грязно, вода в кране еле теплая, в поликлинике запись на месяц вперед (да мало ли проблем бывает!). Значит, – думает зритель, – они обманывают во всём, и «там» всё хорошо!». Логика кривая, но распространенная. На самом же деле надо показывать и то, и другое. Надо показывать, что торговцы, которые продают нашим туристам сувениры, не сидят в палатках под музыку, а пашут день и ночь, что водители экскурсионных автобусов засыпают на ходу, потому что рабочий день у них 12 часов, что простые люди «там» так же хотят простых радостей (и не всегда их имеют), как мы «здесь».

И в противовес пропаганде «оттуда» надо показывать наши достижения и радости «туда», а не только здесь. Это сложно, это сложнее с каждым разом. Но если эту информацию «там» блокируют – значит, она действует в нашу пользу. В общем, всё логично, только непонятно, почему это не делается. Видимо, политтехнологи считают, что и так сойдет, главное продемонстрировать начальству рвение.

И в заключение – старый анекдот.

Человек попадает на тот свет – и ему предлагают выбор: рай или ад. Рекрутёр из ада говорит:

– Давай я тебе покажу, как у нас хорошо, весело и приятно!

Переносятся они в преисподнюю – действительно, всё чистенько, люди радостные, выпивают-закусывают, песни поют…

Подписывают они контракт на ад, и бац! – человек оказывается на сковородке в душной и грязной подземной обители. Он, естественно, начинает возмущаться:

– Как же так, вы мне совсем другое показывали!

А ему говорят:

– Дорогой! Не путай туризм с иммиграцией!