Всем встать! Суд идет! «Вечерняя Москва» одной из первых побывала на показе военной драмы «Нюрнберг»
В столице состоялся показ фильма «Нюрнберг» Николая Лебедева, который выходит на широкие экраны 2 марта.
Режиссер рассказал «Вечерней Москве», почему на первый план вышла именно любовная линия, а не сам судебный процесс.
— С постановочной точки зрения это очень сложная картина. Если сюда подключить еще и пандемию, которая случилась как раз в разгар съемок, мы все время шли, как по ниточке над пропастью. Чудо, что вообще все получилось. Это фильм не про судебное заседание, а про человека: как он попадает на суд, как он там участвует, как маленький винтик, и мы рассказываем именно об этом. Что было бы, если бы вы попали на этот суд или я... В фильме много предательств, обманов, маленьких и больших трагедий. Повторюсь: это фильм не о судебном процессе, а о людях. Исследовать проблематику Нюрнбергского процесса в одном фильме невозможно. Мне казалось, будет интересно увидеть и понять, как себя ведет и что чувствует человек, который волею судеб оказался свидетелем глобальнейших исторических событий, как они меняют его и как сам человек способен повлиять на них.
Сюжетная линия, связанная с главными героями картины, это все-таки беллетристика, художественный вымысел, в основе которого, правда, лежат реальные судьбы и характеры, реальные события, в частности, история и моей собственной семьи. А вот сцены, происходящие на процессе, сделаны максимально документально. Все тексты, которые услышит зритель, в действительности звучали в Нюрнберге. Здесь, конечно же, нельзя было ничего менять.
Важно было без швов соединить документальность и беллетристику так, чтобы возник новый художественный образ. И чтобы этот образ мог воздействовать на зрителя эмоционально, а не только на информационном уровне.
Килотонны документов
История взросления между вымыслом и реальностью
За время судебного процесса в Нюрнберге, длившегося 316 дней, было изучено 100 000 документов, 100 000 футов кинопленки и 25 000 фотографий. Обвинение и защита сделали 30 000 фотокопий и напечатали 50 000 000 страниц текста. Наиболее важными первичными источниками по Нюрнбергскому процессу являлись стенограммы судебных заседаний. Полная стенограмма была опубликована на всех официальных языках трибунала в 42 томах.
Ядовитый поцелуй
Действительно, существует версия, что Эмми Геринг передала супругу в тюрьме яд во время поцелуя. Он воспользовался им в камере за два часа до казни. Судьба же Эмми сложилась так: в 1948 году у нее конфисковали порядка трети имущества и дали год трудовых лагерей, запретив после этого выступать на сцене в течение пяти лет — Эмми была актрисой. Эти годы она потратила на написание книги о муже: издание «Рядом с моим мужем» вышло в 1967 году. Умерла Эмми Геринг в 1973 году.
Герои истории
В фильме главного обвинителя от Советского Союза — Романа Руденко — играет Сергей Безруков. У Руденко была фантастическая биография: за 27 лет на должности Генпрокурора СССР он допрашивал Бориса Пастернака, обвинял шпиона из США Фрэнсиса Пауэрса и так далее. А вот о загадочной истории реального человека, прокурора Николая Зори, обнаруженного мертвым на следующий день после защитного выступления Риббентропа, не упоминается ни слова.
Король Филипп тут как тут
Песню «Если ты уйдешь», ставшую саундтреком фильма «Нюрнберг», выпустил Филипп Киркоров. В клипе артист предстает в новом имидже — в образе голубоглазого блондина.
Сценарные тонкости
В основе сюжета картины лежит книга Александра Звягинцева «На веки вечные. Роман-хроника времен Нюрнбергского процесса». Но в титрах Николай Лебедев обозначен и как режиссер, и как автор сценария. Значит, книга была серьезно переработана.
Роль почти без слов
Американец Карстен Нергор просто блистательно сыграл роль Германа Геринга, почти лишенную слов. Однако его мимика, выражение лица — выше всяких похвал. К тому же этот герой в общем похож на исторический прототип.
Вопреки разуму и логике
Переводчик Игорь Волгин (Сергей Кемпо) и девушка Лена (Любовь Аксенова), когда-то угнанная в Германию, спасенная и порабощенная немцем Хельмутом, образуют основу любовной линии картины. Кстати, героя книги А. Звягинцева зовут не Игорь Волгин, а Денис Ребров. Война окончена, но до мира далеко; Лена ведет непонятную для Волгина игру, но любовь сильнее подозрений и недоверия.
Зал № 600
Съемки картины шли 70 смен. В фильме есть сцены, где в кадре оказывалось по 700 человек одновременно. Было использовано около 1200 костюмов! Зал заседаний был отстроен на «Мосфильме», его вы и видите на фото вверху. Он представляет собой точную копию зала № 600, того самого, где проходили заседания трибунала.
Реальный хроникер
Роль фотографа Евгения Халдея сыграл в картине актер Михаил Бондин. Легендарный фоторепортер прошел всю войну, и на Нюрнбергском процессе его фотографии рассматривались как вещественные доказательства! Халдей участвовал в освобождении ряда стран Европы. Участник съемок Потсдамской и Парижской конференций и Нюрнбергского процесса.
Придуманный, но важный
Правая рука Руденко (Безрукова) — полковник Мигачев, которого играет Евгений Миронов, — это вымышленный, но важный персонаж. «Готовясь к съемкам, я смотрел документальные фильмы, вглядываясь в лица участников нашей делегации, — объяснял он. — Было очевидно, насколько для них важна эта работа...»
Страшный, но обаятельный
Один из самых сложных образов в картине достался актеру Вольфгангу Черни. Выпускник Венской консерватории искусств, актер театра «Шаубург» сыграл в фильме Хельмута: зверя-нациста, способного на чувства.
Две линии сюжета: жесткость и нежность
1945 год. В Нюрнберге начинает работу Международный военный трибунал. На суд, который впоследствии назовут Процессом века, съезжается огромное количество людей со всего мира. Среди тех, кто приезжает в Нюрнберг в составе советской делегации, — владеющий несколькими иностранными языками капитан Волгин. Он еще молод, но уже прошел войну…Однажды на улице города Игорь встречает юную русскую девушку Лену. Их зарождающееся чувство пройдет через множество испытаний, но любовь — это единственное, что во все времена спасало мир от расчеловечивания.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Кемпо, актер, исполнитель главной роли:
— Я в армии не служил, но прошел сборы в Алабине — когда снимался в одном из фильмов Михалкова. Мне это очень помогло! 30 дней мы, кремлевские курсанты, стреляли там из всего, из чего только можно, и строевая подготовка у нас была по полной программе. Мне это очень помогло на всю жизнь, думаю!
Вышито с чувством, по подлинной канве
Ольга Кузьмина, обозреватель:
— Назови Николай Лебедев свой фильм не «Нюрнберг», а как-то иначе, вроде «Однажды, в 1945-м», критики были бы разоружены абсолютно. Но проект назван так, как назван, и хотя Николай уже устал повторять, что это история не о процессе над нацистскими преступниками, а о людях внутри него, тема некоторого несоответствия названия и картины всплывает и будет всплывать. И это факт.
Скажем сразу: ожидания любителей истории и военных экспертов лента вряд ли полностью оправдает. Нюрнбергский процесс в ней и правда лишь фон. На первый план в картине выдвинута мелодраматическая линия: та самая любовь, которая никогда никуда не девается.
Однако для того поколения, что крайне мало что знает об истории собственной страны и Нюрнбергского процесса, а таких миллионы, посмотреть картину будет полезно — есть призрачный шанс, что после этого, впечатленные увиденным, молодые люди заглянут в учебники истории и почитают, как это было на самом деле.
Напомню: Нюрнбергский процесс — первый и ключевой из нескольких судебных процессов над военными преступниками нацистской Германии. Он начался 20 ноября 1945 года.
В МВТ — международный военный трибунал — входили восемь человек, судьи из четырех стран антигитлеровской коалиции. Вопреки мнению многих далеких от истории людей процесс шел весьма непросто, оставил после себя более сорока томов стенограмм и доказательств, показав при этом, насколько по-разному относятся к фашизму в разных странах. В Советском Союзе были не слишком довольны итогами процесса, поскольку если руководство НСДАП, СС, СД и гестапо были признаны преступными организациями, а их члены подлежали индивидуальному уголовному преследованию, то командование вермахта (военных сил Германии) было оправдано. И это было болезненным моментом для нашей делегации.
Думается, снять фильм непосредственно про Нюрнбергский процесс нереально: даже когда он происходил в реальности, постепенно все страшно устали от него, даже пресса со временем перестала описывать его красочно. Так что режиссерское решение запустить в картину параллельную сюжетную линию оправдано законами кино. Ну а все, что касается именно исторической канвы, в картине соблюдено точно. Кстати, когда в 1945 году кадры хроники показали собравшимся в зале № 600 (а этот момент есть в фильме), некоторые после увиденного и правда потеряли сон на трое суток и заболели — настолько ужасной была предъявленная им документальная картина.
В общем, отправляясь на это кино, не настраивайтесь на критику. Вас ждет масштабная картина на исторической канве, упрочить которую или воссоздать до ткани вам поможет чтение исторической литературы.