Женщина советской закалки: певица Этери Бериашвили знает, как пробиться на телешоу
Вокальное шоу «Ну-ка, все вместе! Битва сезонов» в самом разгаре и близится к финалу на канале «Россия». Исполнители-вокалисты всех стилей и направлений стараются удивить своими выступлениями жюри, состоящее из целой сотни музыкальных экспертов. «Вечерняя Москва» поговорила с одной из самых ярких участниц «судейской коллегии», певицей Этери Бериашвили.
— Этери, вы умеете тонко чувствовать, слушать и слышать музыку. Когда участник шоу Дмитрий Венгеров спел песню Михаила Боярского «Спасибо, родная», вас это глубоко растрогало.
— Мне очень понравилось, что сильный и мужественный человек смог так проникновенно спеть о любви.
— А что главное в исполнителе — техническое совершенство или обаяние?
— Артист — это и ремесло, и магия. Настоящий артист обладает некоей божьей искрой, чтобы зажигать людей, обращать слушателей в свою музыкальную веру, вести их за собой. Природная музыкальность — очень важная составляющая часть жизни артиста. Можно иметь луженую глотку, но слушать это будет невозможно. Очень важно, когда люди умеют петь как громко, так и тихо, проникновенно. Иногда молодые артисты спрашивают меня: а чего мне не хватает для проникновенного звучания? Я отвечаю: количества прожитых лет (улыбается).
Когда человек в течение жизни переживает разный опыт, испытывает разные чувства — разочарование, восторг, любовь, — он наполняется и вплетает опыт в свою музыкальную «косу». Люди, у которых с ранних лет была трудная жизнь, могут быть артистами. Им есть что поведать нам. У них есть личная история. Если своей истории не хватает, можно изучать истории других людей, много читать. Голова дана артисту не только для того, чтобы ею петь (смеется), нужно уметь думать.
— Впервые я увидела вас в юности на капустнике в Первом медицинском университете. У вас уже тогда была яркая манера исполнения и мастерство. Но после меда все равно выучились еще и в эстрадно-джазовом училище.
— Ничего себе! Нет, я далеко не все умела. Даже сейчас я не так много умею, как может показаться. Когда человек перестает учиться, профессионал заканчивается. В нашем деле, как и во врачебном, нельзя останавливаться. Постоянно надо приобретать новые знания, новые методики. К тому же я еще и педагог. Мне интересно узнавать способы решения тех или иных проблем моих студентов.
Да и, в общем, человеку советской закалки привычно, что, прежде чем прийти в какую-то профессию, надо получить образование, желательно высшее. Я не представляю свою творческую жизнь без этих трех лет в Государственном музыкальном училище эстрадно-джазового искусства. Сейчас и блогеры поют, и все кому не лень.
— Такое ощущение иногда, что профессия вокалиста несколько обесценилась. Трудно пробиться.
— Да, люди думают: а зачем учиться, когда можно делать не музыку, а треки (звуковые дорожки)? Все зависит от того, каким богам мы служим и на какие готовы пойти жертвы, чтобы создавать настоящее искусство музыки. Хотя я не исключаю симбиоз трендовости, актуальности произведений и музыкальности. Недавно мы со студентами записали песню, которую они сами сочинили — и музыку, и слова. Модно-молодежно и с очень красивым припевом. И я решила, почему бы мне не сделать такой эксперимент?
— А о чем песня?
— О любви, о том, что без любви люди замерзают. Как человек, который испытывает это чувство, могу сказать, что это одно из самых прекрасных состояний в жизни.
— А как вы пришли в мюзикл?
— Я пришла в постановку Mamma Mia!, когда моей дочке не было и года. Причем я стала мамой поздно — в 39 лет, — и больше года мы не расставались. Однажды меня пришел проведать один мой друг и рассказал о кастинге. Я отказалась: ребенок совсем маленький! Тогда он сам отправил заявку за меня. На кастинг я пришла с коляской. Моя подруга гуляла с ребенком на улице, а меня взяли.
— Но в мюзикле надо танцевать, а вы после родов…
— Да, это сложно было осознать (смеется). Но меня утвердили, я стала «самой поющей Рози». Пока репетировали, похудела на 7 килограммов. Костюмы пришлось ушивать.
— Вы прошли и более «зверский» кастинг — на шоу «Голос». Туда пробиться почти невозможно. Что покорило жюри на предварительном кастинге?
— Я спела «Тико Тико» — очень сложную технически композицию и «Бог, не суди, ты не был женщиной на земле» Тамары Гвердцители. Специально не готовилась. Можно сказать, что вся моя жизнь была подготовкой к этому конкурсу.
— Но в качестве наставника выбрали Леонида Агутина.
— Я с ним и прежде работала. Для меня он абсолютный гуру в музыке. Обожаю его манеру исполнения, она мне очень близка.
— А кто вам еще нравится из российских коллег?
— Еще мне очень нравятся и Пелагея, и Тина Кузнецова, вообще ребята, которые популяризируют народную музыку. Для меня это очень серьезные артисты.
— Если Софико (дочь) выберет музыку своей судьбой, примете ее решение?
— Конечно. Я уважаю мнение своего ребенка. Возможно, даже слишком (улыбается). Иногда мы что-то обсуждаем, и я понимаю, что не имею права вето, потому что ребенок четко и складно аргументирует свое мнение.
ДОСЬЕ
Этери Бериашвили родилась 19 апреля 1972 года в небольшом городе Сингахи в Кахетии. В 1996 году окончила Московскую медицинскую академию им. Ивана Сеченова. А вслед за академией — вокальное отделение Государственного училища эстрадно-джазового искусства. Играет на нескольких музыкальных инструментах. После победы в 1997 году в вокальном проекте телеканала РТР (ныне — «Россия») «Лестница в Небо» певица получила приглашение стать солисткой джазового коллектива Cool & Jazzy, работающего в редком стиле акапелла.
Могла стать врачом
«Мой дедушка великолепно пел. И мама у меня очень музыкальная», — признается Этери.
Певица унаследовала стопроцентный слух и красивый голос. Но родители, врачи, настаивали, чтобы дочь пошла по их стопам. Этери получила диплом терапевта-фтизиопульмонолога.
Ушла в артистки
«Ни одного дня не работала врачом, — говорит певица. — Когда я оканчивала музыкальное училище, папа пришел на выпускной экзамен. Я сказала: папа, когда я выхожу на сцену, мне прибавляется 10 лет жизни, когда захожу в палату к больным, у меня отнимается 10 лет. Что делать? Он посмеялся и говорит: иди пой!»
Косатки-меломаны
«В сентябре у меня был концерт в крупном московском океанариуме, — рассказывает Этери. — Там очень интересная сцена: это настоящий аквариум, в котором плавают косатки, дельфины, акулы. Косатки подплывали и очень внимательно слушали. 24 февраля снова буду на этой необычной сцене».
Брала пример с Тамары Гвердцители
Огромное влияние на Этери оказала музыкальная культура родной Грузии. А певица Тамара Гвердцители стала ее путеводной звездой.
«Я смотрела, как она играет на рояле, как поет, как дает интервью. Я «зеркалила» ее во всем», — признается артистка. Этери удалось и поработать с кумиром. «Когда Тамара запела, я стала ей подпевать. Она удивилась, что я знаю все ее песни».
Играла на бас-гитаре
«При нашем городском театре, — вспоминает певица, — был детский вокально-инструментальный ансамбль, где я пела. И по совместительству играла на бас-гитаре».
Любовь к Москве
«Мне нравится московская активность, небоскребы. Я все-таки неисправимый урбанист», — признается Этери.